Posted 25 декабря 2018,, 14:29

Published 25 декабря 2018,, 14:29

Modified 14 декабря 2023,, 15:58

Updated 14 декабря 2023,, 15:58

До 40 % недовеса порции: что вскрывают внеплановые проверки школьных столовых

25 декабря 2018, 14:29
В организации питания в школах Белгородской области идея «четырёх П» пока не работает, как хотелось бы: вместо «пространства постоянных позитивных перемен» – множество других «П»: Перебои Поставки Продуктов Питания, Прескромнейшие Порции и Прочие Проблемы.

Качеством и пищевым рационом школьников и формированием у них культуры здорового питания сегодня озадачились уже на самом высоком уровне. Даже глава Совета Федерации акцентировала на этом внимание на прошедшем на днях заседании. Этой теме был посвящён и один из недавних региональных семинаров-совещаний с участием всех заинтересованных и компетентных структур. И тем для обсуждения было более чем достаточно: начиная от формирования меню и качества поставляемых продуктов – заканчивая недовесом порций в 35-40 %. Оговоримся сразу: на фоне негативных моментов есть и достижения, которые в идеале должны брать за образец нормы.

Как устроена система питания

Основной документ при организации питания в учебных учреждениях – примерное меню, которое должно быть сбалансировано. Это предписано в пункте 6.22. СанПиН 2.4.5.2409-08.

Примерное меню школы согласовывают с Роспотребнадзором. При этом ведомство периодически проводит проверки образовательных организаций, контролируя качество питания школьников. Роспотребнадзор, как и любой другой надзорный орган, работает в соответствии с классами опасности учреждений: чем больше школа, тем чаще проверки и, соответственно, чем меньше образовательное учреждение – тем реже.

При разработке примерного меню учитываются все нормы, но зачастую фактическое меню не соответствует примерно утверждённому. На это влияют в том числе и поставки.

Вышеупомянутый СанПиН предусматривает в случае срыва поставок и недопоставок заменять продукты питания, блюда и кулинарные изделия на другие при условии, что они будут такими же по пищевой ценности, чтобы полноценность рациона не пострадала.

Ответственность

По ст. 37 ФЗ «Об образовании» в России за организацию питания в образовательном учреждении отвечает само образовательное учреждение. За качество детского питания в каждой конкретной школе отвечает руководство учебной организации – директор школы, лицея или гимназии. Именно директор подписывает договор с юридическими лицами, которые будут обеспечивать школьников питанием, директор же должен обеспечить все условия, чтобы такая услуга была предоставлена.

«Мы говорим о том, что директор должен начинать свой день с пищеблока», – говорит Алёна Белоус, консультант отдела воспитания и дополнительного образования детей управления образовательной политики департамента образования Белгородской области.

Приём продуктов питания

В школах, гимназиях и лицеях продукты питания от поставщиков принимает специальная комиссия. По п. 5.6 постановления правительства Белгородской области в комиссию входит не менее пяти человек. Кто это будет, решает руководитель школы. Директор образовательной организации заверяет своё решение соответствующим актом.

Проверки в общеобразовательных организациях области в 2017-2018 учебном году показали, что некоторые комиссии принимали поставляемые продукты питания формально, члены комиссии могли даже не знать, какие продукты сегодня утром принял пищеблок.

Во время проверок было обнаружено, что продукция поступает без маркировки, в некоторых школах она хранится в сырых и непроветриваемых подвалах, поэтому там можно обнаружить гнилые и проросшие овощи.

Пока у одних школ нет проветриваемых подвалов, другие – не имеют даже пищеблока. Таких в регионе три школы: Петровская ООШ на 45 человек, Крутоложская ООШ на 155 учеников и Куликовская НОШ на 9 человек. В первых двух ученики получают еду в виде сухих пайков в буфетах, а в Куликовской НОШ блюда на завтрак и обед привозят из Большелипиговской СОШ.

Забегая вперёд, скажем: проблема с отсутствием пищеблоков в вышеназванных школах – решаема. Как сообщили в департаменте образования, по областной программе капитальных вложений в 2019 году в селе Крутой Лог Белгородского района запланировано строительство новой школы. Также в планах капремонт Петровской основной общеобразовательной школы Белгородского района. К ней пристроят пищеблок. Сейчас разрабатывают и согласовывают техзадание.

Порции

Проверки школьных столовых показывают, что фактические блюда не соответствуют заявленному.

Порции не выдерживаются. При взвешивании отклонение доходит, вы не поверите, до 35-40 %. Печально. Мы всё понимаем, что у поваров, говоря откровенно, зарплата маленькая, но не дети должны быть жертвами. Чаще всего, когда мы приезжаем внезапно, констатируем такой факт. Как говорят повара: «У меня уже рука набита, я не могу больше её [котлету] лепить».Алёна Белоус, консультант отдела воспитания и дополнительного образования детей управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Такое нарушение по выполнению норм питания было выявлено в одной из школ Шебекинского района в 2017 году. Руководитель получил дисциплинарное взыскание. Повторная проверка показала, что нарушения были устранены.

Кстати, средняя зарплата поваров в школах – 12 428 рублей, а директоров – 32 885 рублей. Руководители школ, которые ведут уроки, получают в среднем 44 930 рублей. Напомним, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда в России повысили до 11 163 рублей, с начала 2019 года МРОТ составит 11 280 рублей.

Нормы

Проверки показывают, что не всегда выполняются нормы потребления продуктов питания, в лучшем случае они соблюдаются наполовину: в перечне таких продуктов творог, яйца, фрукты, мясо, рыба.

В анкетах школьники указывают, что блюда не всегда подают горячими или тёплыми, не всегда дают молоко, рыбу, школьники хотели бы получать фрукты чаще, чем один раз в неделю. Также ученикам хотелось бы улучшить качество приготовленной еды.

Кстати, о качестве еды. Редакция ИА «Бел.Ру» обратилась к читателям с просьбой прислать фотографии школьных обедов. Судя по полученным фотографиям, реальные обеды далеки от идеала.

Охват школьников горячим питанием

По сведениям департамента образования Белгородской области за третий квартал этого года, 96,8 % школьников питаются горячими обедами в школах. Это 152 тысячи из 159 тысяч учеников Белгородской области. При этом в 2017 году эта цифра была значительно больше – 99,4 %, а в 2016 году – 99,5 %.

Снижение охвата обучающихся горячим питанием в новом учебном году произошло в Белгороде на 6 %, в Борисовском районе – на 6 %, в Красногвардейском районе – на 0,5 %, в Валуйском районе – на 0,4 %, в Красненском районе – 0,2 %, в Корочанском – на 0,1 %.

Мой ребёнок отказывается есть в школе, говорит, что невкусно. Даю ему обед с собой, чтобы он мог перекусить на перемене. И таких детей, которые приносят в школу контейнеры с едой, целый класс. Многие родители платят за питание: вдруг забудут передать перекус, а ребёнок сходит в столовую, чтобы не остаться голодным.мама белгородского школьника

К концу текущего календарного года перед областью стоит задача охватить горячим питанием 99,1 % школьников.

Редакция ИА «Бел.Ру» сделала запрос в департамент образования области, чтобы выяснить причину снижения числа школьников, которые получают горячие обеды. В ведомстве редакции сообщили, что «охват школьников двухразовым горячим питанием (завтрак + обед) в Белгородской области имеет положительную динамику», и добавили, что в прошлом учебном году этот показатель был равен 84 %. К слову, на прошедшем семинаре-совещании специалисты департамента рассказали, что на сегодняшний день среднеобластной показатель охвата двухразовым питанием школьников составляет 82,2 %

Одна из проблем, озвученных на совещании, – несовпадение данных у областного управления Роспотребнадзора и департамента образования Белгородской области, что не позволяет сверить данные.

Сухие пайки могут совсем отменить в школах

Если ребёнок из многодетной семьи болеет и не пришёл в школу, то получает сухой паёк. Набор продуктов школьного питания выдаётся с учётом пропущенных дней. Приложение № 9 СанПиН предписывает, какие продукты входят в паёк. Так, в перечне – фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы), негазированная питьевая вода, фруктовый сок, чай, какао-напиток или кофейный напиток с сахаром, молоко, кисломолочные напитки (2,5 %, 3,2 % жирности), творожные изделия, сыры твёрдые для приготовления бутербродов, хлебобулочные изделия, орехи и сухофрукты, печенье, вафли, мини-кексы, пряники, ирис, зефир, кондитерские батончики, конфеты и шоколад.

Сухой паёк (или компенсацию за питание в денежном эквиваленте) также получают дети с ограниченными возможностями здоровья, которые учатся дома.

Белгородские школьники получают сухпайки по постановлению правительства Белгородской области от 27.02.2006 года № 41-пп «О расходовании и учёте субвенций областного фонда компенсаций на социальную поддержку многодетных семей».

Выдачу сухих пайков в случае отсутствия ребёнка в школе пока ещё никто не отменял, но мы инициировали и это, вышли с предложением в соцзащиту, чтобы вообще их не выдавать: пришёл ребёнок – получил горячее питание, не пришёл – не получил.Алёна Белоус, консультант отдела воспитания и дополнительного образования детей управления образовательной политики департамента образования Белгородской области

Изменения в постановлении находятся на согласовании «практически на финише, идёт вычитка, правовые органы вычитывают». Планируется, что нововведения вступят в силу с начала 2019 года.

Ведомости, которых нет

По пункту 14.9 СанПиН в образовательных организациях должны быть «Ведомости контроля за питанием». Вести их должны медработники, закреплённые за школой. В этих ведомостях указывается информация о качественном и количественном составе рациона питания, ассортименте продуктов питания. Отвечают за это директора школ.

Специалисты сетуют, что в белгородских школах такие ведомости не ведутся.

Ни на одной плановой проверке ни одно общеобразовательное учреждение лично мне не предоставило эту ведомость. Ответы на вопрос «Где?» всегда различные, чаще всего в общеобразовательных учреждениях не могут разобраться, кто же должен вести её. Теоретически этим должен заниматься медицинский работник. Медицинское обслуживание в общеобразовательном учреждении организовано на договорной основе с учреждениями здравоохранения, и в должностных инструкциях сотрудников учреждений здравоохранения нет указаний об организации контроля питания в общеобразовательных учреждениях. Соответственно, они так и отвечают директорам школ: «Мы у вас не работаем, извините, у меня есть главный врач, а в моей должностной инструкции контроля за питанием нет».Яна Трухачёва, заместитель начальника отдела санитарного надзора управления Роспотребнадзора по Белгородской области

На сегодняшний день в регионе уже разработаны типовые договоры, которые будут предписывать медработникам в школах вести такие ведомости. Но что делать тем школам, где медработников нет, – это вопрос.

«Ведомости контроля за питанием» необходимы для оценки питания школьников, то есть чтобы специалисты областного управления Роспотребнадзора могли проверить, какое количество продуктов получил ребёнок. Департамент образования будет мониторить, как медспециалисты ведут ведомость контроля за рационом питания.

В мире наблюдается тенденция к ожирению, а у некоторых детей – проблема нехватки определённого набора микроэлементов, контроль сбалансированности питания – один из шагов предотвращения этих проблем.

Молочный завтрак

Среди достижений Белгородской области в организации питания в школах – молочный завтрак. В регионе его получают школьники с первого по 11 класс, в это время в России такая возможность есть далеко не у всех, например, в некоторых регионах молоко пьют только учащиеся начальной школы.

Оплачивается молочный завтрак из средств муниципального бюджета. В такой приём пищи входит молоко, мёд, природная минерализованная вода и горячие блюда, например каши с сухофруктами.

Такой молочный завтрак обогащён витаминами и микроэлементами, как эффект – снижение йододефицита у подрастающего поколения, говорят специалисты.

Сильные стороны

В организации питания школьников в регионе есть не только проблемные моменты, но и положительные.

Напомним, во время семинара-совещания была представлена система «Шведский стол» в школьных столовых. В 11 школах региона ученикам предложат выбирать себе обед. Шведский стол будут вводить по одному из двух вариантов, школы самостоятельно будут решать, какой вариант предпочтителен для них.

Итак, первый вариант предполагает, что обучающиеся вместе с родителями смогут предварительно выбрать рацион питания на всю предстоящую неделю. На неделю будет составляться два и более варианта меню, каждый из которых по качественному и количественному составу (в том числе по набору используемых продуктов) должен полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к рациону питания школьников.

Второй вариант – дети выбирают, что будут есть на обед непосредственно при раздаче блюд и кулинарных изделий. Особенность этого способа – подбор продуктов происходит таким образом, чтобы пищевая и биологическая ценность всех вариантов была примерно одинакова.

«Кулинарный эксперимент» пройдёт в школах Белгорода, Белгородского, Борисовского, Чернянского районов, Новооскольского, Старооскольского, Алексеевского и Яковлевского горокругов.