Posted 23 сентября 2020, 04:40
Published 23 сентября 2020, 04:40
Modified 20 августа, 00:42
Updated 20 августа, 00:42
В 2019 году заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова поручила профильным министерствам и ведомствам провести реформу в системе психоневрологических интернатов. После многосменных проверок решили усовершенствовать условия жизни и социализации людей с ментальными нарушениями и психическими расстройствами. Пунктов в списке необходимых нововведений было много. Один из них — учебно-тренировочные квартиры.
Что это такое? Учебно-тренировочные квартиры — это специальные помещения на территории психоневрологических интернатов, которые по своей организации напоминают самые обычные квартиры. Об этом на встрече с журналистами рассказала врач-психиатр и сотрудник института судебной психиатрии им. Сербского Наталия Лазько.
На базе учреждения выделен специальный блок, где есть полностью оборудованное место проживания, в том числе для реализации бытовых возможностей: кухонный блок, стиральные машины и т. д. Прямо как квартиры. Там люди могут полностью самостоятельно удовлетворять все бытовые потребности. Наталия Лазько, врач-психиатр
Отличие таких квартиры от обычных лишь в том, что пациенты всегда могут позвать на помощь персонал, обратиться с вопросом. В одном здании с постояльцами находятся психологи, социальные работники, различные инструкторы. В остальном же они самостоятельны. Это помогает им обучиться самообслуживанию и привыкнуть к жизни отдельно. Здесь же их обучают готовить, стирать, убирать.
В такие «квартиры» могут попасть те пациенты, которые находятся в статусе дееспособных. Они должны иметь правовую возможность решать самостоятельно различные вопросы, в том числе юридические, и самостоятельно проживать. Кроме того, из этого пула пациентов выбирают физически подготовленных к проживанию без посторонней помощи.
Когда такие люди и психически вполне стабильны, и дееспособны, и физически способны самостоятельно проживать, из таких формируется контингент (для жизни в «квартирах»). Собирается комиссия специалистов, которые могут дать рекомендации, как дальше поступать. Потому что это вопросы социальные, а не медицинские. Если медицинские вопросы решены, то важны уже социальные критерии и возможности. Наталия Лазько, врач-психиатр
Интересно, что в Белгородской области такие учебно-тренировочные квартиры появились ещё до реформирования системы психоневрологических интернатов — в 2017 году. Их оборудовали в рамках отдельного проекта. В Борисовском интернате появилось целое отделение, которое выделили полностью под такие «квартиры».
Позже, как сообщили на встрече со специалистом, люди, проживающие в таких квартирах, могут повысить свой статус дееспособности. А если есть желание и статус дееспособных, они могут покинуть психоневрологическое учреждение и жить отдельно. Такой опыт в регионе уже имеется.