Posted 19 июня 2018,, 12:55

Published 19 июня 2018,, 12:55

Modified 29 июля 2022,, 13:35

Updated 29 июля 2022,, 13:35

Железной дороге Старый Оскол – Ржава исполнилось 75 лет

19 июня 2018, 12:55
Из 20 тысяч человек, мобилизованных на время строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава в 1943 году, тысяча – старооскольцы.

До сегодняшних дней в Старом Осколе дожили всего 13 участников, совершивших трудовой подвиг. Самой старшей из них, Акулине Борисовне Дмитриевой, 7 июля исполнится 96 лет.

Юбилейную дату сооружения легендарной дороги в Старом Осколе отметили скромно. У памятника строителям железной дороги Старый Оскол – Ржава 15 июня прошёл митинг с участием школьников и музейных работников. Труженикам тыла направили поздравительные открытки от руководства региона.

Стратегический объект сооружали в основном женщины и дети летом 1943 года. Государственным комитетом обороны СССР были установлены сроки: 15 июня – начало работ, завершение – 15 августа. Движение открыли на месяц раньше намеченного дня. Железную дорогу проложили за 32 дня. 18 июля состоялось торжественное открытие дороги, а на следующий день по ней пошли поезда с грузами: доставляли танки, орудие, боеприпасы, продовольствие для советских солдат на Курскую дугу. 5 июля 1945 года началось наступление немецких войск под Прохоровкой.

Старооскольские комсомольцы постоянно соревновались с Новооскольским отрядом. Ежедневно выполняли задание более чем на 200 процентов. Работа была тяжёлой: вручную подготавливали насыпь, утрамбовывали пути, укладывали рельсы. Получив в награду за рекордные показатели в труде переходящее Красное знамя Курского обкома ВЛКСМ, старооскольцы удерживали стяг у себя до конца строительства. Возглавляла оскольскую бригаду Тамара Семёнова.

Знамя сегодня хранится в Старооскольском краеведческом музее. Материалы об истории сооружения легендарной дороги, её юных строителях собраны в одном зале. В экспозиции предметы быта, одежда, сводки с фронта, публикации из газет военного времени, фотографии. Передали музею также личный архив родные старооскольца Ивана Кононова – одного из основателей местного историко-патриотического клуба «Поиск». Он состоит из нескольких толстых тетрадей, где собраны воспоминания, фотографии, письма, документы.

При жизни Иван Семёнович Кононов вёл переписку со строителями железной дороги, собирал исторические факты. Он планировал издать книгу. Мы хотим, чтобы эта информация была опубликована. Мы окажем всяческое содействие тому, кто захочет взяться за столь кропотливую, но важную и нужную будущим поколениям работу.Ирина Есипова, заведующая научно-экспозиционным отделом Старооскольского краеведческого музея

Как пишет в своей книге «Бессмертного мужества огонь. Старооскольский край в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг» старооскольский краевед Виктор Вербкин, «сооружение дороги стало настоящим трудовым подвигом великого служения Родине. Она была проложена в кратчайшие сроки в основном женщинами и подростками, в распоряжении которых были носилки, лопаты, гужевые подводы, да собственные руки и одно горячее желание – помочь Красной армии разгромить фашистских поработителей. В летописи Великой Отечественной войны её справедливо называют дорогой мужества, дорогой Победы. А машинисты, водившие поезда по ней, называли дорогу ласковым именем «Осколянка».

Справка. «Дорога Мужества» − двухпутная железнодорожная линия Старый Оскол – Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве для усиления действовавшей на Курском выступе однопутной железной дороги Касторная – Мармыжи – Курск – Льгов, обслуживавшей пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов.

Новая линия разгрузила железнодорожную линию Касторная – Курск, Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную коммуникацию, выход на рокадную дорогу Курск – Белгород и на изолированный железнодорожный участок Ржава – Обоянь. Ввод дороги ускорил доставку грузов к линии фронта на 24-48 часов, так как сократилась дальность доставки грузов автотранспортом на 120-150 км. Дорога была использована для организации кольцевого одностороннего движения поездов по маршруту Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол, что значительно увеличило провозную способность железных дорог на Воронежском и Центральном фронтах во время Курской битвы и способствовало её победоносному завершению.

В современное время дорога используется в промышленных и гражданских перевозках.

"