Posted 2 июля 2021, 17:30
Published 2 июля 2021, 17:30
Modified 19 августа, 23:41
Updated 19 августа, 23:41
В Белгороде построено 38 км велодорожек и планируют построить ещё больше 7 км в 2022 году. Мы решили узнать мнение белгородцев о велотранспортной инфраструктуре нашего города.
Я езжу на велосипеде с детства, а последние несколько лет занимаюсь велоспортом и триатлоном. Велотранспортная инфраструктура необходима всем участникам движения по многим причинам, не только водителям велосипедов, но и автомобилистам, пешеходам.
Во-первых, при её наличии совершается больше микропоездок на велосипедах, меньше поездок на автомобилях, соответственно, разгружаются наши дороги. Во-вторых, наличие инфраструктуры означает приоритет пешеходу, общественному транспорту и маломобильным группам населения. В результате снижается средняя скорость потока автомобилей, повышается безопасность движения, что снижает риск ДТП и минимизирует ущерб в случае аварии.
Велоинфраструктура строится для тех, кто мог бы ездить, но не может ввиду отсутствия возможности делать это безопасно. Важный момент – речь идёт не только о водителях велосипедов, но и о пользователях всех средств индивидуальной мобильности: самокатов, моноколёс, электросамокатов и других.
Велодорожки работают тогда, когда они связаны в цельную и безопасную сеть, поэтому считать километры отдельных кусков не вполне корректно, а в данный момент все велополосы у нас разрознены. Состояние велоинфраструктуры в Белгороде сейчас слабое, но работа в этом направлении ведётся. Сотрудничество с велоактивистами есть, но хотелось бы, чтобы оно было более плотным. Как показала практика, строители в силу незнания нюансов велотранспортной инфраструктуры допускают серьёзные ошибки, влияющие на безопасность, что приводит к переделкам, дополнительным затратам, увеличению сроков ввода объектов в эксплуатацию. В итоге страдает сам пользователь – житель города.
Самое главное – необходима цельная стратегия развития велосети, чтобы было чётко понятно, куда мы идём и что мы будем строить. Если строительство, разработка стратегии, контроль за работами и принятие работ будут продолжены с привлечением практиков, то есть людей, которые используют велосипед как транспорт, это будет большим плюсом для города.
Велосипед – мой основной способ передвижения, я езжу на нём всю жизнь. Общественным транспортом пользуюсь крайне редко, поэтому без велосипеда в Белгороде меня не увидеть.
Развитие велотранспортной инфраструктуры необходимо любому городу, даже небольшим населённым пунктам. Самая главная причина – это удобство, у людей должна быть альтернатива. Кроме того, велоинфраструктура положительно влияет на малый бизнес: велосипедисты, как и пешеходы, совершают больше спонтанных трат, чем автомобилисты. В целом она улучшает культуру и экологию, город становится красивее.
Мне кажется, велотранспортная инфраструктура требует больших вложений и тщательного проектирования. Велодорожки, которые уже построены в Белгороде, находятся в плохом состоянии и требуют ремонта. Большим недостатком является то, что они начинаются нигде и заканчиваются нигде, их необходимо соединять.
Есть спрос на общение с велосообществом, есть диалог на уровне областного департамента строительства, к нам прислушиваются в социальных сетях. На встречах с мэром будут обсуждаться пожелания и рекомендации, экспертные мнения. На самом деле, инфраструктура делается не для тех, кто уже ездит. Она делается для тех, кто хотел бы ездить, но из-за её отсутствия не может этого делать.
У всех городов России одни и те же проблемы. С ними же сталкивались города Дании, Голландии, где сейчас велоинфраструктура очень развита. Были ошибки, недовольства людей. Этот процесс просто нужно пройти, получить опыт и использовать его.
Свой первый велосипед, на котором сейчас и езжу, я купил в 2013 году. Живу в Майском, поэтому планировал кататься по окрестностям посёлка, полям, лесам. Потом начал ездить на работу, по области, за её пределы – по Краснодарскому краю и Крыму. Велосипед для меня, прежде всего, – средство передвижения, для путешествий и просто хорошего настроения. Автомобиль был – я его продал. В сезон езжу на велосипеде, если, конечно, погода позволяет. Зимой – на общественном транспорте.
Почему необходимы велодорожки? По краю проезжей части не везде можно передвигаться. Например, на проспекте Богдана Хмельницкого сделали выделения по краю дороги, где проезд запрещён. Кроме того, не все решаются ехать по дороге. Многие боятся или в силу возраста не могут ехать там по правилам.
Мне безопасней и комфортней ездить по дороге, чем по тротуару. Один раз я въехал в человека на тротуаре, хорошо, что разошлись по-человечески. На дороге меня машина сбивала, но там очевидная вина водителя была. Велосипедистов у нас в городе достаточно для того, чтобы делать инфраструктуру для них. Очень хорошую сделали велодорожку на Щорса, но, опять же, есть над чем поработать. В ближайшей перспективе, считаю, нужна велодорожка по Богдана Хмельницкого. Можно будет проехать на велосипеде по основной "магистрали" города (Щорса-Богданка), не опасаясь за свою или чужую жизнь.
Велодорожки не нужны на каждой улице, но на основных направлениях движения они должны быть. Светофоры для велосипедистов — это хорошо, но когда дорожки пересекаются с дорогой, и велосипедисты попадают под колёса авто – это плохо.
Ещё должна быть элементарная культура поведения. Велосипедисты – на велодорожке, пешеходы – на тротуаре. А не кому как вздумается. Я думаю, что это русский менталитет такой. Наши люди не привыкли к тому, что можно ездить на велосипеде на работу, в магазин, да и просто с друзьями в парке встретиться. Несколько раз в году в России проходит акция "На работу на велосипеде". Пока я еду на работу, количество велосипедистов не особо прибавляется. Это не потому, что у людей нет велосипеда, просто они привыкли ездить на личном авто. Белгород за последние годы очень продвинулся в развитии велосипедной культуры. Надеюсь, с каждым годом будет всё лучше и лучше.