Posted 2 октября 2020,, 14:33

Published 2 октября 2020,, 14:33

Modified 18 сентября 2022,, 10:53

Updated 18 сентября 2022,, 10:53

Гигабайты здоровья: как в Белгороде обстоят дела с электронной медициной

2 октября 2020, 14:33
В Белгородской области активно предлагают брать электронные больничные и получать лекарства по электронному рецепту. Редакция «Бел.Ру» решила выяснить, насколько это удобно и доступно в регионе.

Цифровизация всё масштабнее охватывает все сферы повседневной жизни. Медицина не стала исключением: сначала появилась возможность записаться к врачу через интернет, потом стали выдавать электронные больничные и рецепты на получение лекарств. Но есть в системе и белые пятна, с которыми сталкивается почти любой пользователь портала госуслуг.

Вопросы без ответов

Поскольку тема электронной медицины требует особого подхода, мы не хотели опираться только на мнение наших читателей и собственный опыт пользования системой. Редакция «Бел.Ру» направила официальный запрос в Дом правительства области, в котором задала несколько интересующих вопросов. В частности, мы хотели узнать, возможно ли оформление электронной карты пациента на территории региона и почему в истории записей частенько появляются лишние позиции.

В правительстве области в установленный срок ответ нам не предоставили, сообщив, что продлили время подготовки из-за необходимости детальной проработки вопросов и большого объёма информации. О том, какие сведения будут содержаться в ответе, мы проинформируем читателей позже. Сейчас же придётся оперировать только личным опытом и мнением читателей.

Какой «цифрой» пользуются белгородцы

Мы провели опрос среди наших читателей с целью выяснить, какими услугами электронной медицины пользуются белгородцы. Всего в нём поучаствовали 105 респондентов. У опросов была возможность мультивыбора, то есть голосовавшие могли отметить несколько вариантов ответа. Опрос мы сделали анонимным.

Записываться к врачу через интернет предпочитает большинство опрошенных. Электронный талон выбрали 66 человек, или 62,8% читателей. Правда, тут есть свои нюансы. Так, например, 10 человек отметили, что к некоторым специалистам почему-то нельзя записаться через интернет, а шесть человек сообщили, что их врач всё равно в итоге принимает по живой очереди.

Не пользуются какой-то конкретной услугой электронной медицины или вообще предпочитают оформлять всё на бумаге 67 человек. Это составило 63% от числа опрошенных. Среди них 16 человек, которые не следят за своей историей посещений специалиста онлайн, 15 человек, которые ранее не знали о возможности получить электронный рецепт на препараты, шесть человек, которые не хотят оформлять электронный больничный лист и 30 человек, которые вообще не пользуются электронной медициной.

Ответственные пациенты следят за историей посещения специалистов. Лишние записи в своей истории нашли 20% опрошенных, или 21 человек. Они не посещали какого-то специалиста, который указан в истории, или вообще не приходили в указанное лечебное заведение. Стоит отметить, что в истории посещений указана и стоимость приёма. Для пациента этот визит зачастую бесплатный, если совершается по полису ОМС. Куда идут деньги, компенсированные страховой компанией, мы узнать не смогли, потому что не получили ответ от правительства области.

Довольно высокую оценку белгородцы дали системе получения электронного больничного. Услугой без проблем воспользовались 33 человека, или 31,4% опрошенных. Некоторые всё-таки так или иначе столкнулись с проблемами. Об этом сообщили 8 человек, или 7,6% опрошенных.

Электронный рецепт на территории региона не популярен. С проблемами при его получении или дальнейшем получении лекарств столкнулись 4 человека (3,8%), но при этом 5 человек сообщили, что услуга была предоставлена качественно (4,7%).

Только два человека из всех сказали, что каким-то образом смогли оформить ведение электронной медицинской карты. Это 1,9% от общего числа респондентов. А 16 человек (15,2%) сообщили, что в их поликлинике вообще не предоставляют всех вышеуказанных услуг.

Талон электронный, очередь — живая

Самая востребованная услуга у белгородцев — электронная запись к специалисту. Это не удивительно, учитывая, сколько жалоб на постоянно занятый или не отвечающий телефон регистратуры.

Главное преимущество самостоятельного оформления электронного талона — возможность выбрать удобное время и день, когда вы придёте к специалисту. Но есть и подводные камни, о которые нередко разбивается хлипкая лодка иллюзий.

Так, например, с недавнего времени запись к узким специалистам через портал стала невозможной. Направить вас должен лечащий врач, к которому тоже ещё нужно попасть. К некоторым семейным врачам приходится ждать свободного талона несколько недель, после чего ещё столько же, если не больше, ожидать, когда вас сможет принять условный офтальмолог или кардиолог.

Далее можно столкнуться с неприятным сюрпризом: время пациент выбрал одно, а примут его в совершенно другое. Так бывает, если врач работает без медсестры, другие люди не соблюдают очередь, проходят не по своему времени или «только спросить». «Спрашивают» по 10-15 минут на человека. В результате вся очерёдность сбивается. Ещё хуже — когда врач сам выходит в коридор и объявляет, что приём ведётся по живой очереди, а время на вашем талончике никого не волнует.

Актуальный вопрос наверняка для многих, т. к. сезон отпусков. Роспотребнадзор даëт 72 часа на сдачу теста Covid-19 после возвращения в страну, иначе светит от 15К до 40К штрафа. При этом записаться на сайте Электронной регистратуры Белгородской области нет возможности: или нет записи или нет возможности даже выбрать направление Вирусология.

Из жалобы в группе «Честный список»

С похожей ситуацией столкнулся житель областного центра, когда почувствовал недомогание и несколько дней держалась температура. Дозвониться в регистратуру не получилось, талонов на ближайшую неделю не оказалось, поэтому молодой человек пошёл в поликлинику самостоятельно. На первом этаже ему сказали, что он такой не один, и определили к врачу, сообщив, что тот принимает и без записи. Очередь оказалась смешанной: пациенты с талончиками и по спонтанной записи. Стоит всё-таки отметить, что большая часть «безбилетников» пропускала людей, пришедших по записи.

А вот в поликлинике № 1 к некоторым специалистам своего приёма приходится ждать больше часа, хотя люди заранее готовились к определённому времени: отпрашивались на работе или корректировали свой план на день.

Записала двоих детей к врачу на удобное время, заблаговременно. В итоге сегодня зашла в личный кабинет электронной регистратуры, а талонов нет. Позвонив в поликлинику, выяснила, что «записи нет, не было к этому врачу», но оба ребёнка записаны к другому доктору «после времени приёма», приходите к концу приёма, и доктор вас примет, но талонов нет». На мой вопрос, как так могло произойти, мне сказала, что это я должна знать! Кто хоть раз записывал детей к врачу, должен знать, что записать ребёнка поверх записи самостоятельно невозможно! Я уверена, что запись была, потому как делала скрины талонов! Но даже это не аргумент для них, так как на это время есть запись через регистратуру у других людей!

Юлия Лаврова, из жалобы в группе «Честный список»

Фантомные визиты

На портале электронной регистратуры есть возможность посмотреть историю записей и обращений пациента. Это не электронная медицинская карта, там нет выписок и диагноза. Но удобно отслеживать, к какому специалисту вы обращались и сколько времени прошло с последнего визита. Всё бы хорошо, если бы не странная особенность, на которую обратили внимание многие пользователи: в истории часто «всплывают» посещения, которых на самом деле не было.

Причём грешат «левыми» записями определённые поликлиники.

Откуда эти фантомные визиты и кто их проставляет, нам ответить не смогли. Одна из белгородок сообщила редакции «Бел.Ру», что обнаружила у себя в истории посещений прохождение диспансеризации в Новом Осколе, хотя давно не живёт в этом городе и к врачу там не ходит.

В некоторых случаях пользователи жалуются на то, что история посещений за последний год или даже несколько больше не обновляется. То есть, к врачу человек ходит, талоны берёт через портал, а в общем журнале они не числятся.

Тайна, покрытая мраком

Отдельной головной болью пациентов является получение своей медицинской карты. Домой её забрать нельзя, хотя в регистратурах особо «ответственных» поликлиник бывают случаи утери карточек. На руки получить карту нельзя даже по пути к кабинету врача — её туда уносит медсестра.

На портале госуслуг есть вкладка «Моё здоровье», которая подразумевает ведение электронной медицинской карты. Как её завести, оформить регулярное ведение и кто должен за это отвечать, в правительстве области нам не ответили. В интернете внятная информация и алгоритм действий прописан только для Москвы, но в столице многие проекты живут своей жизнью, никак не связанной с регионами.

Если раньше для того, чтобы узнать свой диагноз и ознакомиться с историей болезни, нужно было всего-то быть египтологом и расшифровать внеземные иероглифы врачей, то теперь даже потенциальной возможности узнать, чем ты болеешь, нет.

Одному из белгородцев в регистратуре отказались даже просто дать карту в руки, чтобы сфотографировать диагноз и историю приёма. Мотивировали тем, что можно воспользоваться электронными записями или оформить официальную выписку из медкарты. Для этого нужен принтер и сканер, а он, как назло, в регистратуре сломан.

Ещё в 2017 году мы писали о том, что как минимум одна поликлиника в области работает с электронными медицинскими картами. Однако белгородцы всё ещё сталкиваются с проблемами цифровизации и тем, что многие лечебные заведения просто не предоставляют обещанные услуги.

"