Posted 21 апреля 2021, 06:32

Published 21 апреля 2021, 06:32

Modified 20 августа, 00:34

Updated 20 августа, 00:34

Белгородцы жалуются на мисселинг от сотрудников банков

21 апреля 2021, 06:32
Жители региона нередко сталкиваются с тем, что им предлагают банковские продукты, которые им на деле не нужны. Прочитавшие невнимательно договор могут столкнуться с рисками, предупреждают в Центробанке. При этом судиться с настойчивыми сотрудниками банков — дело затратное и далеко не всегда выигрышное.

В Центробанке говорят о том, что большой проблемой в последнее время стал мисселинг — практика, когда человека вводят в заблуждение и предлагают не тот продукт, который ему нужен на самом деле. Условия действительно могут быть привлекательными, но если вам не объясняют детали и возможные риски — это точно признаки мисселинга, предупреждают в ведомстве.

Так, один белгородец пытался продлить в банке договор вклада. Однако вместо этого сотрудники предложили ему «более выгодное предложение» — с наиболее высокой доходностью. Пенсионер всё подписал.

Свою ошибку белгородец понял только после окончания срока действия договора — через три года. Оказалось, что он заключил договор на инвестиционное страхование жизни со страховой компанией. Пенсионер написал заявление на возврат денег: выяснилось, что за три года доходность составила около 300 рублей. Таким образом, мужчина не по своей воле стал инвестором, принял на себя риски и получил довольно разочаровывающие результаты инвестирования.

Другая история завершилась благополучно. Жительница региона получила СМС-сообщение от банка с предложением о комбинированном вкладе с оформлением программы инвестиционного страхования жизни, при котором ставка увеличивалась с 3% до 4,5%. Однако в этом случае белгородка внимательно ознакомилась с деталями и на предложение не откликнулась.

В двух историях есть одно общее — то, что предлагали эти услуги именно банки, которым люди привыкли доверять. По словам эксперта Банка России Елены Шервуд, человек ищет возможность сохранить доход, к которому он привык в последние годы, а менеджеры в свою очередь рассказывают им якобы о том же самом, что и вклад, но с повышенной доходностью.

Клиентам в итоге предлагают разные продукты: инвестиционное или накопительное страхование жизни, облигации, векселя или комбинированные варианты. Однако часто их не предупреждают о том, что им никто не обеспечит доходность, в отличие от вклада.

Государство решило навести порядок в этой сфере и ввести новые правила продажи инвестиционных продуктов неопытным клиентам. Однако пока норма не вступила в силу, банки продолжают пользоваться неопытностью людей. Как итог — только в минувшем году зарегистрировали рост инвесторов на фондовом рынке — на 5 млн человек.

Сейчас мы видим, как финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан на адаптацию, чтобы, извините за выражение, «впарить» людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов. Когда у людей, например, заканчивается срок депозита, им предлагают в том же банке не продлить депозит, а купить альтернативу, забрасывая неподготовленного человека пустыми словами вроде «защиты капитала», «гарантированной доходности».Эльвира Набиуллина, глава Центробанка

Эксперт Банка России Елена Шервуд уверена, что в банках людям должны объяснять разницу между сбережениями и инвестициями.

Инвестиции могут принести дополнительный доход, но точно так же они могут принести убытки. Причём чем выше предложенный инвестиционный доход — тем выше риск, что инвестиция может оказаться убыточной. Рисковать нужно сознательно, не строя иллюзий и ложных ожиданий.Елена Шервуд

Для обеспечения финансовой безопасности перед заключением договора рекомендуется задавать четыре вопроса. Во-первых — есть ли гарантии доходности и зафиксированы ли они в документе.

Второй вопрос, который следует задать: застрахована ли вносимая сумма Агентством по страхованию вкладов? По закону, в случае отзыва лицензии у банка, АСВ может вернуть клиенту часть, обозначенную в договоре как вклад или депозит (и, конечно, деньги, которые были на счету). Однако вложенные в инвестпродукты средства, случись что, получить обратно невозможно.

Обязательно стоит уточнить срок заключения договора и возможные потери при досрочном расторжении. Также необходимо указать, с какой организацией заключается документ.

Предложения по инвестиционным продуктам от сотрудников банков — это не мошенничество, напоминают в Центробанке. В суде доказать то, что клиента ввели в заблуждение, сложно. Поэтому проще изучить внимательно договор, чтобы не оказаться в плачевной ситуации. Если вы всё-таки решите приобрести инвестиционные продукты, обеспечьте для начала финансовую подушку безопасности — неприкосновенную сумму, которая поможет вам в случае трудностей или доходность от инвестирования окажется ниже, чем вы предполагали.

Подпишитесь