Posted 3 августа 2021, 05:05

Published 3 августа 2021, 05:05

Modified 20 августа, 05:48

Updated 20 августа, 05:48

Как чувствует себя рынок автомобильных перевозок Белгородской области

3 августа 2021, 05:05
Грузоперевозки – неотъемлемая часть экономики страны. Грузовики доставляют нам товары и продукты, помогают убирать урожай, проложить дорогу или построить дом. Как выглядит рынок автомобильных перевозок изнутри? И что даёт толчок к его развитию?

За 2020 год оборот коммерческого рынка автомобильных грузоперевозок России составил 800 млрд рублей, что на 2% ниже, чем в 2019 году. По всей стране перевезли 1,4 млрд тонн товаров. Большая часть пришлась на полную загрузку, когда заказчик оплачивает маршрут или аренду машины целиком. Сборные грузы составили 20% рынка. Особые грузы (негабаритные, сверхтяжёлые и опасные) — менее 10% в обороте.

Малые и средние компании проявили себя очень неплохо в период пандемии, когда все в интернете стали приобретать. Что такое перевозить интернет-торговлю? Это сборные грузы. И вот большая часть таких сборных грузов пришлась на малые компании, на их автомобильный транспорт.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Белгородской области грузоперевозки находятся на особом контроле. Ещё в 2019 году экс-губернатор региона Евгений Савченко выступал за жёсткий контроль большегрузов. По его мнению, фуры, весящие сверх норматива, портят дороги.

В 2021 году на трассах Белгородской области установили несколько весовых рамок. Эти автоматические весы определяют, есть ли перегруз. В зависимости от этого дальнобойщикам могут приходить штрафы от 150 до 450 тысяч рублей.

Но как ранее рассказал журналистам ИА «Бел.Ру» руководитель независимого профсоюза «Перевозчики Белогорья» Александр Рыжков, по области и стране в целом много весовых рамок, но нет весов, на которых грузоперевозчики могли бы взвесить гружёный транспорт.

Сталкиваются дальнобойщики и с проблемой путевых карт. Их необходимо брать каждый раз на месте прибытия и отъезда. В крупном населённом пункте найти медика и механиков легче, а вот в забытых маленьких деревнях — практически невозможно.

В целом в Белгородской области положение дальнобойщиков оставляет желать лучшего. У многих грузоперевозчиков складывается впечатление, что в регионе есть только рычаги, чтобы наказывать, а не контролировать или поощрять.

Что касается страны в целом, восемь лет назад на российский рынок грузоперевозок пришла волна цифровизации и доставка грузов стала схожа с заказом такси. На сегодняшний день всего в России около 60 тысяч транспортных компаний. Треть из них — крупные и средние перевозчики. Остальные – представители малого бизнеса.

Очевидно, что всем федеральных средств на обновление парка не хватит. Как правило, льготные кредиты на технику получают крупные перевозчики. Торгово-промышленная палата России предлагает изменить подход в оказании помощи — с тем, чтобы она доходила и до малых автовладельцев.

Одно из наших предложений — создать специальную лизинговую программу обновления для малых и средних компаний. Мы полагаем, что здесь должны быть дополнительные критерии. Это платёжеспособность, надёжность с точки зрения того, как он платил налоги в предшествующие периоды, что он зарплату платит «белую».Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Но главная проблема всей отрасли грузоперевозок — непрозрачность. По оценкам экспертов, до сих пор в серой зоне находятся от 40 до 60% рынка. В прошлом году крупные перевозчики перешли на электронную накладную. В Торгово-промышленной палате считают, что это один из коротких путей к обелению рынка.

Это эксперимент. Он себя зарекомендовал позитивно. Естественно, он будет внедрён в обязательном порядке. Всех заставят таким образом оформлять все документы. Всё прозрачно. Вы в электронном виде видите и налоговая служба может посмотреть. Вот они путевые листы, значит, должна быть начислена вот такая зарплата. Никто ни в какие серые схемы не пойдёт. Потом и по грузам: кто куда поставлял и какие грузы.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Положительно к изменениям пока относятся только представители крупных компаний. Но большая часть грузовиков в стране принадлежат индивидуальным предпринимателям и частным лицам. Они готовы соблюдать все правила и законы взамен на доступ к программам поддержки наравне с крупными транспортными компаниями.

Подпишитесь