Posted 3 июля 2021,, 09:03

Published 3 июля 2021,, 09:03

Modified 29 июля 2022,, 12:59

Updated 29 июля 2022,, 12:59

В Белгороде открылась выставка дагестанских ковров

3 июля 2021, 09:03
2 июля в выставочном зале Белгородского художественного музея открылась выставка «Вдохновлённые ковром» из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Сюжет
Музей

Белгородский художественный музей уже во второй раз демонстрирует коллекцию музея Дагестана. В 2020 году белгородцы познакомились с дагестанским народным промыслом — балхарской керамикой. Теперь выставка, приуроченная к столетию республики, посвящена одному из древнейших искусств в мире — ковроделию.

Ковроделие у дагестанцев — это один из наиболее развитых видов художественного творчества, который являлся неотъемлемой частью быта народов региона. Отношение к коврам на Кавказе всегда было особенным, ведь они выполняли самые разные функции в доме: ими покрывали пол, утепляли стены, использовали в качестве накидок на детские люльки. Ковровые изделия были непременным атрибутом приданого невесты, а также погребальных нарядов. Они служили символом богатства и всегда передавались из поколения в поколение как ценная вещь.

Мы гордимся тем, что начали представление искусства ковроделия именно с дагестанского ковра. Дагестан славится своими традициями, очень активно рассказывает о своей самобытной культуре на самых различных площадках России. Наша выставка — это возможность для белгородцев ближе познакомиться с некоторыми традициями и национальным колоритом этого народа. В течение недели сотрудники Дагестанского музея помогали нам создавать, выстраивать эту экспозицию так, чтобы каждый зритель, приходя в этот зал, мог легко понять, о чём ему рассказывает то или иное произведение искусства.Татьяна Лукьянова, директор Белгородского государственного художественного музея

В экспозиции представлено более ста произведений. Это разнообразные виды ковров и ковровых изделий, созданных в период со второй половины XIX века до наших дней; различные аксессуары: сумки, пояса, украшения; инструменты ковроделия: прялки, гребни и посуда. Дополняют экспозицию произведения живописи и графики, для авторов которых ковровое искусство послужило стимулом в творчестве. В основном это картины, посвящённые каким-то сценам из быта Дагестана, на которых обязательно присутствуют ковры и графические изображения процесса изготовления ковров.

Представленное изобилие ковров, а также современных сумок и пальто, выполненных в ковровой технике, это нечто новое для многих регионов. Людям интересно такое видовое разнообразие, богатство цвета, колорита, орнаментики и использования ковров. Этой выставкой мы хотели показать, что Дагестан не только родина промыслов, у нас есть прекрасное изобразительное искусство, которое очень молодое и откликается на все новые веяния.Айшат Магомедова, заместитель директора по научной работе Дагестанского музея изобразительных искусств

Дагестанским коврам присущи черты, отличающие их от других ковров. На них изображены медальоны, вокруг которых группируется орнамент. В основном используются растительные орнаменты, изображающие пёстрый узор из цветов и листьев, символизирующий красоту мира. А орёл наиболее часто встречался на коврах как символ мощи и достоинства. Позже изображение орла приобрело значение охранительного талисмана, ему приписывалась способность отводить дурное влияние. У каждого ковра есть своя история, которая объясняет его создание и изображённую на нём символику.

С ковром Сафар в Хивском районе Дагестана связана романтическая легенда. Жила мастерица по имени Сафар, которая любила одного пастуха. Однажды он ушёл в горы, там прошёл сильный дождь, а после этого дождя жители нашли только овец, погибших в ущелье, примятые травы и папаху пастуха. В память о своём любимом Сафар соткала ковёр, на нём постаралась изобразить этих овец, травы и папаху.Айшат Магомедова

Изготовление ковров — очень трудоёмкий процесс, который включал в себя несколько стадий подготовки шерсти, окрашивание её природными пигментами, благодаря которым цвет сохранял свою насыщенность в течение столетий. Века не изменили эту технологию: ковры по сей день ткут с помощью специального станка, а для окрашивания нити в основном используются натуральные краски.

На открытии выставки состоялся мастер-класс от реставратора по коврам и керамике Дагестанского музея Джамили Азиаловой, в ходе которого посетители поучаствовали в создании традиционного дагестанского ковра.

Выставка «Вдохновленные ковром» будет открыта для всех желающих до 22 августа в Белгородском государственном художественном музее.

"