Posted 19 мая 2021,, 06:00

Published 19 мая 2021,, 06:00

Modified 18 сентября 2022,, 11:49

Updated 18 сентября 2022,, 11:49

Биологически активные добавки: нужно ли их бояться?

19 мая 2021, 06:00
Активный спрос на препараты для поддержки иммунитета продемонстрировал 2020 год. По всей стране в каждой аптечке поселилась аскорбинка. При этом общее потребление биологически активных добавок, в том числе витаминов, в России ещё далеко до уровня развитых стран. Есть ли разница между БАДами и лекарствами?

В правительстве Белгородской области о предприятиях, которые занимаются производством биологически активных добавок на территории региона, не знают. Одной из организаций, которую удалось найти журналистам ИА «Бел.Ру», стало ООО «Торгово-производственная Компания «Грин Леко», которая зарегистрирована в Белгороде.

Предприятие производит органические кормовые добавки растительного происхождения для животных, птиц, рыб и пушных зверей, а также пищевые добавки для людей. Что касается последних, компания выпускает всем известные нерафинированные масла холодного отжима — зародышей пшеницы, семян тыквы, амаранта и кунжута и др. Реализуются данные масла оптом и в розницу под запатентованным товарным знаком «NVO 3».

Все уже разбираются, что биологические добавки — они поэтому и называются добавками, что они к пище добавляются, чтобы была лучше усвояемость, появились в организме минералы, витамины.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Что касается страны в целом, по информации DSM Group, Торгово-промышленной палаты России и участников отрасли, российский рынок биологически активных добавок в 2020 году вырос на 17%. Большая доля выпала на общеукрепляющие БАДы. За ними следуют добавки для улучшения переваривания пищи. В пятёрку также вошли, пусть и с сильным отставанием, препараты, успокаивающие нервную систему, благотворно влияющие на репродуктивные функции и для укрепления костей.

Основную ставку производители биодобавок делают на поколение Z, которое системно приобретает товар, формируя стабильный спрос. Причём делают они это через Интернет, поскольку с начала текущего года правительство сняло запрет на онлайн-продажу БАДов. Однако теперь необходимо принять понятные правила электронных торгов.

У нас единых правил-то нет по тому, как вести интернет-торговлю, чтобы обезопасить людей, чтобы им подделку не подсовывали, чтобы им не давали опасные какие-то продукты под видом БАД. Мне кажется, путь такой достаточно реальный — вести эту интернет-торговлю через лицензируемые аптечные сети.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Что касается импорта, в 2020 году больше половины продаж пришлось на препараты из США, Германии, Индии и других стран. Но всё чаще наблюдается тенденция, когда ряд зарубежных брендов производится в нашей стране.

Чтобы убрать из аптек фальсификат и недобросовестно рекламируемую продукцию, уже с апреля в России стартовал эксперимент по маркировке БАД. Непосредственные участники рынка против подобных мер, аргументируя это тем, что в стране практически не выпускают поддельные БАДы. К тому же маркировка препаратов может привести к росту цен на них. Согласен с ними и Сергей Катырин, который считает, что маркировка приемлема только для сложной дорогой продукции.

Несмотря на то, что ежегодно рынок биологически активных добавок растёт, в России их потребляет только каждый шестой. На регулярной основе это делает только три человека из ста. При этом участники отрасли уверены — специальные меры стимулирования спроса не нужны. Но с другой стороны бизнес не исключает, что необходимо разработать механизм защиты потребителей и рынка от незарегистрированных в стране препаратов. В основном это касается онлайн-продаж. Тогда каждая покупка БАДов в аптеке или интернете станет осознанной и защищённой.