Почему ямочный ремонт в Белгородской области делают «тяп-ляп»?

14 апреля 2021, 12:55
Фото: ИА «Бел.Ру»
В Белгородской области ежегодно в больших объёмах ремонтируют ямы на дорогах. На эти цели выделяют миллиарды рублей. Несмотря на внушительные суммы, с приходом весны тает не только снег, но и асфальт, смывая потраченные на него деньги. Почему так происходит?

Асфальт из Дня сурка

«Таяние» дорог происходит в Белгородской области из года в год. С приходом весны тротуары остаются без плитки, а ямы на проезжей части становятся всё глубже и шире. Не стал исключением и 2021 год. Плачевное состояние дорожного покрытия чиновники объяснили просто — во всём виноваты погода и перепады температуры. Как отметил мэр Белгорода Юрий Галдун, асфальт не выдерживает перепадов температуры и покрывается трещинами.

Такой же позиции придерживаются и в региональном управлении дорожного хозяйства и транспорта. По их данным, из-за погоды в этом году требуется в два раза больше аварийного ямочного ремонта — 264,3 км автодорог на сумму более 3 млрд рублей.

По словам заместителя губернатора Белгородской области Евгения Глаголева, основной вопрос — это нормативное содержание дорог. Межремонтный срок по щебёночно-мастичному асфальтобетону составляет четыре года. На содержание этой самой «нормативки» нужно 22 млрд рублей, что регион себе позволить не может.

А теперь повторим!

Безусловно, в области много ям, которые появились после текущей зимы, но есть и участки, ремонт на которых не отслужил гарантийного срока. В администрации Белгорода журналистам ответили, что чинить такие дороги будут подрядчики, которые их ремонтировали. Согласно всем заключённым контрактам в 2019 году и ранее, гарантийный срок составляет пять лет, а с 2020 года — шесть лет. В этот период любые дефекты компания-исполнитель должна устранять за свой счёт.

Всего, по данным начальника департамента строительства и транспорта Белгородской области Евгения Глаголева, на 5 апреля ямочный ремонт выполнен на 42 тыс. м², что составляет 32% от плана, на федеральных дорогах — свыше 4,7 тыс. м², на региональных — 16 тыс. м², на улично-дорожной сети муниципалитетов — на 21 тыс. м².

Но вот качество выполненных работ оставляет желать лучшего. Ремонт на «тяп-ляп» отметили не только белгородцы, но и руководитель администрации губернатора Белгородской области Алексей Семенихин. По его словам, в предыдущие периоды ремонт выполнялся неправильно, поэтому постоянно образовываются эти самые ямы.

Жёстко раскритиковал текущий ямочный ремонт и врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков.

Признаюсь, не ожидал такого количества брака. Нужно соблюдать технологию! То, что я вижу сейчас, иначе как нашлёпками не назовёшь. Такое отношение к делу недопустимо!Вячеслав Гладков

Глава департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев рассказал, что проверка качества дорог включает в себя три этапа:

— контроль самого подрядчика,

— отбор кернов и контроль качества Упрдором,

— независимый контроль качества Центром строительного инжиниринга БГТУ им. В. Г. Шухова.

Что касается последнего, БГТУ им. В. Г. Шухова возглавляет отец Евгения Глаголева — Сергей Глаголев.

Специалисты Центра выезжают на объекты без предупреждения, делают отборы кернов и проводят свои лабораторные исследования, выявляя брак. По словам чиновника, за последние три года выборочный брак сократился с 7% до 3%.

Как сообщили в БГТУ им. В. Г. Шухова, в 2020 году на все проведённые исследования пришлось около 8% проб, в которых хотя бы один показатель не соответствовал требованиям нормативных документов. Все отклонения связаны с недоуплотнением слоя асфальтобетона, некачественно выполненным подбором состава смеси, сегрегацией смеси, низкой температурой укладки.

Что касается ямочного ремонта, в БГТУ им. В. Г. Шухова добавили, что коллектив Центра строительного инжиниринга никогда не проводил работы по контролю качества ямочного ремонта, потому что не было подобных заказов.

Как латают ямы в Белгороде

Чтобы понять, как ремонтируют ямы в Белгороде, журналисты ИА «Бел.Ру» обратились за экспертным мнением к начальнику участка по содержанию автодорог ООО «Белгороддорстрой» Александру Плотникову. По его словам, существует три основных вида ямочного ремонта, которые применяют в зависимости от времени года, погодных условий и характера разрушения.

  1. В межсезонье, при низких температурах и высокой влажности воздуха единственно возможным способом является ямочный ремонт литым асфальтобетоном. Укладка асфальтобетонной смеси производится при высокой температуре самой смеси до 220 градусов Цельсия, благодаря чему из основания выпаривается влага, а большое содержание битума способствует эффективному сцеплению смеси с нижними слоями дорожной конструкции. Движение по отремонтированному участку дороги возможно уже через два часа.
  2. Второй способ струйно-инъекционный. Здесь применяются быстрораспадаемая битумная эмульсия и фракционный мытый щебень. Смесь под давлением подаётся в дефект покрытия, заранее очищенный сжатым воздухом. Такой способ ямочного ремонта подходит при заделке небольших разрушений, сетки трещин или широких трещин. Ремонт с применением этой технологии возможен только при сухой погоде и температуре воздуха не менее +10°С.
  3. Третий способ ремонт обычной или плотной асфальтобетонной смесью. К работам приступают в тёплую сухую погоду при среднесуточной температуре не ниже +10 °С. Дефекту покрытия придаётся геометрическая форма, затем участок очищается, подгрунтовывается, заполняется горячим асфальтобетоном с последующим уплотнением катками.

Кто и где проверяет качество:

  • Дорожные предприятия на своих объектах;
  • Региональный департамент строительства и транспорта на всех объектах программы дорожных работ;
  • Центр строительного инжиниринга БГТУ им. В. Г. Шухова в Белгородском и Красногвардейском районах;
  • Федеральный центр строительного контроля строительство автодорог в микрорайонах ИЖС в Белгороде, Белгородском и Прохоровском районах, Валуйском, Губкинском, Старооскольском, Шебекинском и Яковлевском городских округах;
  • ФГБУ «Росдортехнология» и ФАУ «РосДорНИИ» ремонт автодорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги».

В целом контролирующие инстанции выявляют 3,7% брака, чаще всего дефекты связаны с поломкой дорожно-строительной техники в процессе работ, немаловажную роль играет человеческий фактор.

Как проверяют

Как рассказали в областном правительстве, технология проверки качества ремонта дорог включает несколько стадий. Первая — входной контроль материалов. Он осуществляется силами подрядных предприятий и специалистами департамента строительства и транспорта Белгородской области.

Следующая стадия — операционный контроль. Его проводят дорожные предприятия, специалисты ведомства, Центра строительного инжиниринга БГТУ им. В. Г. Шухова, ФГБУ «Росдортехнология» и ФАУ «РосДорНИИ».

Последняя — приёмочный контроль. Его проводят специалисты ведомства, Центра строительного инжиниринга БГТУ им. В. Г. Шухова, ФГБУ «Росдортехнология», ФАУ «РосДорНИИ».

Несмотря на такое количество контролирующих инстанций, врио губернатора возмутила организация проверки качества ремонта дорог в Белгородской области. Вячеслав Гладков отметил, что в регионе нет независимой системы контроля, а существующая схема выстроена таким образом, что «сами выполнили, сами у себя проверили».

Никакой независимой [экспертизы — прим. ред.] у нас нет. Поэтому качество работ, которое остаётся после вас, — отвратительное. Я слышу от вас только одно — 22 миллиарда. О технологиях ни одного слова. Я понимаю, что главное одно — «Дайте денег и не спрашивайте за качество». Весь асфальт вывозится на колёсах, колейность, отвратительный ямочный ремонт и жалобы жителей. С моей точки зрения, это беда.Вячеслав Гладков, врио губернатора Белгородской области

В итоге Гладков поручил руководителю администрации губернатора региона Алексею Семенихину проверить документацию по составлению дефектных ведомостей, а Глаголеву — предоставить заключение по объёмам дорожных работ, которые проходят в 2021 году.

Откуда ниточки тянутся

Изучив ситуацию глубже, журналисты ИА «Бел.Ру» выяснили, что проблема в оценке качества ремонта дорожного полотна состоит не в наборе компетенций, а в том, что нормативных актов, которые регулируют качество выполнения ямочного ремонта, в России нет.

По сути ямочный ремонт — это скорая помощь, которая призвана замедлить разрастание проблемы. Но никаких правил и ГОСТов к подобному ремонту нет. Соответственно, оценить качество работ тоже невозможно.

С ямочным ремонтом в России проблема. К ямочному ремонту жёстких требований нет. Если же в Москве на МКАДе, где проезжает кортеж, дороги проверяют, в 90% городах страны никто работы не проверяет. Сам факт наличия качественного материала для заделки тоже не проверяют. Как правило, во многих субъектах к ямочному ремонту нет гарантий. Если нет требований — и спрашивать не с чего.Николай Мельков, главный инженер проекта «Убитые дороги России»

Николай Мельков также добавил, что требования к качеству ямочного ремонта могут выставлять сами субъекты, а доверять выполнение работ лучше муниципальным предприятиям, а не разыгрывать услуги на торгах.

Таким образом, качество ямочного ремонта остаётся на совести подрядчиков. Поскольку, как оказалось, проблема кроется не в неэффективной проверке или нежелании контролировать качество, а в отсутствии правовой опоры, которая пока не утверждена на федеральном уровне.