Posted 5 марта 2021, 09:54
Published 5 марта 2021, 09:54
Modified 20 августа, 03:44
Updated 20 августа, 03:44
Исторический центр Белгорода оказался на волоске от уничтожения. Старые дома, которые построены в районе Свято-Троицкого квартала, находятся в плачевном состоянии: некоторым строениям уже даже капитальный ремонт не поможет, их только сносить. Но даже снос старых зданий может быть разным. Некоторые варианты подразумевают сохранение исторического облика квартала. А вот другие полностью его уничтожают.
Жителей самого Свято-Троицкого квартала заботит не только историческая сторона вопроса, но и бытовая. Местные жители переживают о том, что будет после того, как аварийные дома снесут. По словам людей, проживающих в этих строениях, в рамках переселения из ветхого жилья им предложили денежную компенсацию. Одна из женщин пожаловалась, что двухкомнатную квартиру оценили в 2,2 млн рублей. Понятно, что квартира находится не в лучшем состоянии, но реально ли за эти деньги купить аналогичное по метражу жильё в новом доме, да ещё и без ухудшения транспортной доступности? Стоит отметить, что жильё в этом районе – самое дорогое по городу. Двухкомнатные квартиры стоят гораздо больше, чем предлагают выдать нынешним собственникам. Так, за 80 м² придётся отдать 8,4 млн рублей, а за 61 м² — 4 млн рублей. И это стоимость вторичного жилья.
Нас хотят выселить куда-нибудь на окраины города. Мы всю жизнь прожили в центре города. Нужно тут на свободной территории построить дом, в который переселить всех, а не выбрасывать на окраины города и не заставлять нас подыскивать себе жильё за те смешные суммы, которые они нам выдадут. Нас превращают сейчас просто в мусор!Жительница дома на Свято-Троицком бульваре
Местные жители считают, что проблемой расселения людей нужно заняться в первую очередь, а не после всех остальных вопросов. Люди переживают, что не смогут купить новое жильё или что условия значительно ухудшатся.
Белгородцев можно понять: мало кому захотелось бы прожить всю жизнь в самом центре города, а в старости переселиться в отдалённый район. Стоит учитывать и тот факт, что люди ждали капитального ремонта, который так и не наступил. Зато дома довели до такого состояния, что теперь их проще снести, чем привести в пригодный для дальнейшего проживания вид. Случайно ли? Или, может, земля под этими домами такая дорогая и перспективная, что на неё кто-то имеет свои далеко идущие планы?
Местные прекрасно понимают, что построить многоэтажку в этом месте, скорее всего, не получится. Зато на общественных слушаниях прозвучала идея строительства нескольких домов малой этажности — они способны вместить всех жителей, которых выселят из аварийных построек.
Если говорить о жителях областного центра в целом, то большинство хотело бы сделать из Свято-Троицкого квартала центр притяжения. Это может быть и зона отдыха, и сквер, и даже исторический район с музеем и археологической зоной.
Свято-Троицкий квартал примечателен тем, что именно это место изначально было колыбелью областного центра. Историки считают, что в земле скрывается множество артефактов, при желании и достаточном финансировании можно откопать старинные стены кремля, предметы быта, а также фундаменты храмов, которые располагались на этой территории.
Сам по себе квартал интересен тем, что здесь сохранились старые дома и внешний вид Белгорода прошлого века. Однако всем уже понятно, что жилые дома оставить не получится — аварийные постройки снесут. Девять двухэтажек признали непригодными для проживания в ноябре 2020 года. В них живут 255 человек, которых должны переселить до конца 2025 года.
Историки выступили против застройки квартала новыми многоэтажками. Во-первых, в городе и без того не осталось старых исторических кварталов, а после оккупации немецкими войсками в период Великой Отечественной войны уцелело крайне мало домов. Стоит отметить, что в 2017 и 2018 годах два дома на Свято-Троицком уже успели снести.
Более-менее прилично квартал выглядит только по периметру — там, где разруху прикрывают жилые дома и административные здания. Красиво смотрится и здание Белгородской епархии с ограждённой и ухоженной территорией. А вот внутри домов творится нечто невообразимое.
На ужасное состояние квартала власти почему-то долгое время не обращали внимание. Во многих дворах отсутствует даже асфальтирование, поэтому люди вынуждены ходить по грязи каждый раз, как пройдёт небольшой дождь. Историчности кварталу это, конечно добавляет, но на дворе всё-таки 21 век, а не семнадцатый, да и по городу уже давно передвигаются на автомобилях, а не лошадях.
Наличие цивилизации за пределами квартала выдают как раз машины, не очень аккуратными рядами припаркованные по всей площади дворов. Учитывая, что парковки в центре города практически все платные, для автомобилистов, работающих неподалёку, исторический центр города — настоящий рай. Местные жители, правда, так не считают и просят хоть как-то зонировать внутреннее пространство Свято-Троицкого и сохранить приватность жилых домов.
Краевед Павел Альбощий говорит о том, что на территории Свято-Троицкого квартала необходимо провести масштабные археологические раскопки. Исследования исторического слоя действительно могут принести серьёзные открытия, а в дальнейшем повысить привлекательность областного центра для туристов и историков. Поэтому не совсем понятно, зачем упускать такую возможность и буквально закапывать её вместе с историей города в землю, возводя на этом месте современные дома и магазины. Альбощий говорит о том, что местность нужно защитить от строительства, организовать музей и внести квартал в список объектов культурного наследия страны.
Однако не все согласны с тем, что самый центр Белгорода должен стать сплошным памятником. Так, архитектор Геннадий Гребенников на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» довольно жёстко высказался о том, что историки однобоко представили историю квартала.
Вступительная лекция Нины Николаевны Цветковой на воркшопе внесла ясность. Она рассказала историю этого квартала, но лишь одну её грань, церковную. И тут я понял, чего точно не хочу видеть в этом месте — «Святое Белогорье». Что же тогда? Хотелось бы, конечно, хоть какой-нибудь истории, хоть эти домики 50-х годов. Но они были в составе ансамбля, заслужившего когда-то свою премию. Ансамбль проспекта Мира! Южной его части давно уже нет. Северная держится, но после сноса домов под Белгородскую митрополию и она выглядит «ветхим жильём», пригодным для демонтажа. Геннадий Гребенников
Жители квартала просят сохранить приватность жилых домов, грамотно отгородить зоны отдыха и не занимать площадку автомобилями.
Многие белгородцы сходятся во мнении, что на месте старой застройки можно разбить сквер и обустроить сад. Чего местные жители точно не хотят — появления современных многоэтажек, очередного торгового центра или запустения.
Начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин отмечает, что для того, чтобы грамотно проложить коммуникации и построить инфраструктуру квартала, необходимо провести археологические изыскания. По его словам, квартал необходимо раскопать, провести разведку, определить, что в этом месте есть.
Некоторые белгородцы вспомнили опыт Москвы и других городов. В частности, в столице археологические шурфы поместили под стекло, сделав из раскопок настоящие живые экспонаты. Горожане могут увидеть фундаменты и сохранившиеся артефакты прямо под ногами. Однако строительство, да и дальнейшее поддерживание такого комплекса требует больших финансовых вложений.
На прямой линии 24 декабря 2020 года мэр Белгорода Юрий Галдун сказал, что сам он к предложению сделать из квартала исторический музей и воссоздать реконструкцию старинных построек относится хорошо. Предложение построить на месте Свято-Троицкого квартала этнодеревню выдвинул врио губернатора региона Вячеслав Гладков. Почему до него власти вообще не обращали внимания на полную разруху, заросли сорного кустарника и грязь, остаётся загадкой. Но денег на такие проекты в бюджете города нет.
По словам начальника управления архитектуры и градостроительства Белгородской области Галины Горожанкиной, для того, чтобы квартал стал не только привлекательным, но и сохранил свою историчность, необходимо учитывать много нюансов. Сейчас власти пытаются получить полную картину представлений горожан о том, что должно быть в этом месте.
Редакция «Бел.Ру» опросила читателей и попыталась узнать, каким они видят будущий квартал. За сквер и пространство для отдыха горожан проголосовало 30% респондентов. Ещё 25% опрошенных считают, что здесь могут быть жилые дома малой этажности с сохранением внешнего облика старой застройки. Музей истории квартала хотели бы видеть 15% опрошенных, реконструкцию старого монастыря и крепостной стены — 17% респондентов, а площадку археологических раскопок под стеклянной витриной — 12% читателей. Только 1% людей проголосовал за обычные жилые многоэтажки.
На общественных слушаниях в «Точке кипения» 25 февраля говорили о том, что ситуацию с финансированием можно решить двумя путями. Для реализации проектов можно привлечь инвесторов, способных грамотно сочетать исторический квартал с современной застройкой. Второй вариант — разработка проекта и участие с ним в конкурсе федеральных грантов. В конце концов, на реконструкцию улицы Щорса в Белгороде финансирование получить удалось.
Однако не стоит забывать и о том, что земля в центре города дорогая, все хотят стать той самой компанией, которая построит тут свои дома. При этом стоимость жилья вряд ли будет доступна простым смертным. В районе Соборной площади и остановки «Родина» стоимость квартир самая высокая в городе: от 57 000 до 123 000 рублей за 1 м². И, ясное дело, что за 57 тыс. рублей квадрат продаётся только на вторичном рынке и в таких квартирах, что не факт, что через пару лет это жильё не постигнет судьба домиков на Свято-Троицком.
Компания «Трансюжстрой» заинтересована в строительстве жилых домов на территории квартала. Руководство компании утверждает, что у этого места колоссальный коммерческий потенциал, но строить дома хотят всё-таки с сохранением внешнего облика исторического квартала и грамотно перемежая их с общественными пространствами.
В свое время «Трансюжстрой» выступил одним из инициаторов реновации Свято-Троицкого квартала, где сейчас в аварийных домах проживают 90 семей. Силами компании провели международный архитектурный конкурс, по итогам которого был сформирован девелоперский проект, который подразумевал, что нынешние собственники смогут остаться жить на Свято-Троицком бульваре, получив квартиры в новопостроенных домах. То есть о выселении людей на окраины города речи, к счастью, не идёт.
По решению врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова жилой застройкой квартал не ограничится. И это, я думаю, правильно: важно сохранить исторический и культурный слой этой локации для белгородцев. Поэтому сейчас, обсуждая будущее Свято-Троицкого квартала, мы также поддерживаем идеи сделать здесь современные общественные пространства. Вместе с тем, очевидно, что эта территория имеет колоссальный коммерческий потенциал, а привлечение инвесторов серьёзно снизит нагрузку на бюджет и поможет быстрее реализовать общий проект развития квартала — на него ведь уже лет 10 ищут деньги из бюджета. Рустам Рамазанов, генеральный директор «Трансюжстроя»
По мнению руководителя компании, будущее квартала — в сочетании современных построек, коммерческих площадок и культурных объектов.
Поэтому я уверен, что на этой территории надо эффективно сочетать социальные и коммерческие активности, в том числе, вижу потенциал для жилой застройки, которая не повредит общему виду квартала, но сделает его логичным, законченным и гармоничным. Рустам Рамазанов, генеральный директор «Трансюжстроя»
Предложений по реконструкции и преображению квартала уже сейчас хоть отбавляй. Белгородцы хотели бы видеть здесь цветущий сад, зоны для отдыха и прогулок, несколько жилых домов малой этажности с возможностью заселить туда тех, кто вынужден будет переехать из аварийного жилья.
Историки выступают за сохранение культурного наследия и создание музея, который рассказал бы жителям города об их прошлом. Застройщики хотят получить прибыль и говорят о колоссальном коммерческом потенциале квартала в центре.
По какому пути в итоге пойдут власти, сказать сложно. Хотелось бы верить, что в результате квартал не превратится в очередные каменные джунгли с зеркальными фасадами, как это постепенно происходит с районом Центрально парка.