Posted 18 сентября 2020, 13:23
Published 18 сентября 2020, 13:23
Modified 20 августа, 01:46
Updated 20 августа, 01:46
Сложно найти человека, у которого сегодня не было бы пластиковой карты банка. Естественно, каждый беспокоится о сохранности своих средств и переживает, если ему звонят сотрудники банка. Проблема в том, что настоящие сотрудники звонят крайне редко и в подавляющем большинстве случаев человек сталкивается с мошенником, настойчиво выпытывающим информацию. Излюбленная легенда злоумышленников: с вашей карты пытаются перевести крупную сумму денег и сотрудник безопасности предлагает перевести средства на другой счёт. Номер счёта заботливо предоставляют, деньги уплывают к злоумышленникам, жертва остаётся у разбитого корыта и недоумевает, как же всё так обернулось.
Я заметил, что чаще всего представляются службой безопасности Сбербанка. Скорее всего, из-за популярности этого банка — карточки есть у каждого второго. Мне недавно звонили с сообщением, что с моего счёта списали много денег небольшими кусочками и делали это через каждые пять минут. Якобы банк забеспокоился и хочет выяснить, я ли проводил операции. Если не я, то стоит срочно дать им комбинацию ПИН-кода и код безопасности с обратной стороны карточки, и они смогут всё вернуть. Александр, белгородец
Изюминка ситуации оказалась в том, что у молодого человека нет карты Сбербанка — он клиент другого банка. В данном случае мошенникам не удалось поживиться: Александр продержал их на линии полчаса, а потом просто сказал, что сообщит в полицию.
Я им ещё и вопросы всякие задавал. Мол, вот, у меня тут карточка, цифры такие вот, буквы какие-то: что именно вам из этого нужно? В конце концов сказал им, что я вообще не являюсь клиентов этого банка и пригрозил полицией. Трубку, естественно, сразу бросили. Александр, белгородец
Стоит отметить, что телефонные мошенники часто даже включают у себя какую-нибудь запись на фоне, чтобы сымитировать шум офиса и разговоры сотрудников. Гул рабочего кабинета, очередь в поликлинике или разговоры врачей — всю эту «жизненную симфонию» можно найти в интернете и тут же воспроизвести. Поэтому фоновые шумы не должны внушать доверия к подозрительному собеседнику.
Ещё один белгородец говорит, что общение с псевдобанкирами длилось около сорока минут. Молодому человеку позвонила мошенница и представилась службой безопасности банка, а затем пыталась узнать номер карты и персональные данные. Якобы с карты хотят списать все деньги, но транзакцию можно отменить, если передать все данные сотруднику банка.
Я спросил, почему работник банка не знает моих данных, если, по идее, они располагают этой информацией. На это дамочка ответила, что ей необходимо удостовериться, что я — это действительно я. Сама она доказать свою принадлежность к банку, конечно, тоже никак не могла и звонила с обычного телефона с московским номером. Я в это время зашёл через компьютер в личный кабинет Сбера и связался с техподдержкой. Номер (звонящей — прим.ред) уже числился в мошенниках. Так она меня в итоге ещё и послала, представляете? Аркадий, белгородец
А вот доверчивые люди на эту удочку клюют и сами вручают злоумышленникам ключ к своим сбережениям. Как показывает практика, такую схему обработки выбирают для молодых жертв. Судя по всему, возраст определяют по голосу ответившего на звонок. С пожилым поколением часто работают несколько иначе: представляются родственниками или врачами.
По информации регионального управления МВД России, люди старше 50 лет часто попадаются на удочку мошенников, которые сообщают, что родственник попал в беду.
Звонят под предлогом освобождения родственников от уголовной или административной ответственности, также предлагают возврат денежных средств за ранее приобретённые некачественные товары или услуги. Основными причинами, по которым граждане становятся жертвами аферистов, являются, прежде всего, доверчивость, пренебрежение правилами безопасного пользования интернетом и мобильными приложениями, желание получить дополнительный доход. Из ответа УМВД по Белгородской области
В условиях коронавируса мошенники нашли способ выманивать деньги доверчивых белгородцев новым способом. Злоумышленники звонят и представляются родственником, оказавшимся в другом регионе. Далее идёт душераздирающая история о том, что у человека обнаружили коронавирус и требуется подключение к аппарату ИВЛ. Но, поскольку аппараты рассчитаны только на местных, для этого требуются деньги. Их аферист просит перечислить на банковский счёт или перевести через номер телефона.
Совсем уж странные истории происходят с людьми, верящими в мистику и силу доморощенных «магов». Здесь, правда, мошенники обычно не навязывают свои услуги, а жертва сама обращается за магической помощью. Так, например, 32-летний житель Красногвардейского района нашёл в Сети гадалку и попытался с её помощью вернуть даму сердца. Не очень добрая «фея» потребовала семь тысяч рублей на ингредиенты для зелья, а потом и вовсе сообщила, что на барышне лежит порча «смерти», а её душу необходимо «выкупить у тёмных сил». Почему никого из доверчивых людей не удивляет, что «тёмные силы» зарятся на бумажные деньги смертных, остаётся загадкой. В общей сложности мужчина отправил гадалке более 2 млн рублей, да ещё и ввязался в кредит на 1 млн рублей.
В социальных сетях тоже немало мошенников, которые выманивают деньги пользователей. Здесь уже представиться сотрудником банка не получается, зато можно с лёгкостью выдать себя за другого человека. Чаще всего взламывают чью-то страницу и начинают писать во все диалоги со стандартной просьбой занять денег. При этом обещают завтра или на днях вернуть всю сумму.
Мне так написала знакомая, просила скинуть ей три тысячи, сказала, завтра вернёт. Тут всё совпало: я знаю, что ей на неделю задержали зарплату из-за каких-то проблем в бухгалтерии. Ну, я и перевела. Часа через полтора мне позвонила эта самая девушка и сказала, что её взломали. Но деньги-то уже ушли… Владислава, пострадавшая белгородка
Для того, чтобы определить, кто действительно вам пишет, достаточно задать пару вопросов. Наш корреспондент тоже неоднократно сталкивался с такими сообщениями, причём один раз просьба «занять до зарплаты» пришла с его же собственной фейковой страницы.
Проверить, настоящий ли знакомый пишет, достаточно просто: задайте какой-нибудь дурацкий контрольный вопрос. Вспомнить неловкую ситуацию с прошлой посиделки с друзьями, прозвище из школьных времён или нечто подобное. Или просто позвоните ему.
По статистике Центрального банка, на социальную инженерию приходится 7 из 10 случаев несанкционированного списания средств. Всего в России за первое полугодие 2020 года злоумышленники совершили 165 тыс. несанкционированных операций и вывели более 1,5 млрд рублей на свои счета.
О необычном сюжете телефонного мошенничества сообщили в белгородском управлении МЧС России. Начальник управления Сергей Потапов сообщил, что в регионе появились случаи, когда мошенники звонят представителям бизнеса и предлагают за деньги избавить от плановой проверки на соответствие объекта пожарной безопасности. Звонящие при этом представляются сотрудниками МЧС, были случаи, когда представлялись даже начальником управления.
Звонят владельцам магазинов или руководителям разных организаций и предлагают за деньги избавить от плановой или внеплановой проверки. Дату визита узнают просто — это общедоступная информация, с графиком можно ознакомиться в интернете. Были случаи, когда представлялись моим именем даже. Сергей Потапов
Начальник управления говорит, что о проверке должны уведомлять заранее и обязательно в письменном виде. То есть, если вам звонят или пишут и говорят, что завтра придут проверять, всё ли в порядке на объекте с техникой противопожарной безопасности, это однозначно мошенники.
По информации регионального управления МВД России, за 8 месяцев 2019 года в регионе зарегистрировано 1573 хищений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Они квалифицируются по ст. 158, 159 УК РФ. В текущем году количество преступлений сильно выросло. За аналогичный период зарегистрировали 2430 случаев такого хищения денег.
За 8 месяцев прошлого года ущерб, причинённый потерпевшим от данного вида мошенничества, составил 100 млн рублей. В этом году цифра существенно выросла: за тот же отчётный период белгородцев обманули на 150 млн рублей.
Вернуть свои деньги после того, как мошенник сделал своё грязное дело, почти невозможно. Всё дело в том, что злоумышленник почти гарантированно успеет их на что-то потратить, пока его будут искать. Банки крайне редко возвращают деньги клиентам, потому что вины организации в доверчивости людей нет.
По статистике Банка России, в прошлом году банки компенсировали жертвам мошенничества лишь каждый 7-й похищенный рубль. Клиентам было выплачено 935 млн рублей, это 15% от общего объёма хищений. Алексей Чернышев, начальник отдела безопасности Отделения Белгород Банка России
Возврат похищенных средств банком по закону «О национальной платёжной системе» возможен только в тех случаях, когда клиент не скомпрометировал свои конфиденциальные данные. В случаях же, когда клиент сам сообщает мошенникам секретную информацию, это нарушает условия договора. Эксперт отметил, что вероятность получения мошенниками ваших персональных данных от банка крайне мала.
Зато вы можете «наследить» на сомнительных сайтах, оплачивая покупки онлайн или заполняя разные формы и анкеты. Много информации уходит через фишинговые сайты.
Если злоумышленников находят, то они могут лишиться свободы на разный срок. Так, например, аферистам, которые выманили у пожилой женщины более 3,5 млн рублей, грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет. А в случае, когда у потерпевшей обманом украли 551 тыс. рублей, предприимчивые лжесотрудники банка могут лишиться свободы на шесть лет.
Стоит ли говорить, что средства потерпевшие обратно не получают, а иногда вынуждены платить ещё и кредит, который взяли, чтобы отправить деньги мошенникам.
Чтобы сохранить свои сбережения и не попасться на удочку мошенников, правоохранители советуют соблюдать несколько элементарных правил безопасности:
— ни в коем случае не перечислять и не передавать деньги;
— не совершать никаких манипуляций с банковской картой и в личном кабинете приложения онлайн-банка по указанию неизвестных;
— если Вам поступил подозрительный звонок, как можно скорее прекратите вести диалог и внесите абонента в «Чёрный список» в настройках мобильного телефона;
— если вы пострадали от преступных посягательств, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону «02».