Posted 28 августа 2020, 09:06
Published 28 августа 2020, 09:06
Modified 1 декабря, 08:55
Updated 1 декабря, 08:55
Сеть общественного транспорта областного центра с осени 2020 года изменится. Полностью уберут все старые маршруты, а новые поделят на три группы. Проблема в том, что жителей областного центра не спросили, нужны ли им такие перемены. А спорных моментов и белых пятен на карте довольно много.
Чтобы узнать мнение белгородцев, редакция «Бел.Ру» решила провести опрос среди наших читателей. В нём они могли выбрать ответы из десяти предложенных вариантов. Можно было выбрать одно или несколько утверждений, в зависимости от своей точки зрения. Опрос был анонимным, в нём приняли участие 486 человек.
Чаще других вариантов ответа респонденты выбирали пункт «Идея требует серьёзных доработок». За него отдали голос 179 человек или 36,8%. Ещё 166 человек думают, что нововведения негативно скажутся на транспорте областного центра. Будет много путаницы и непонятно, где и на какой именно автобус нужно пересесть. Этот вариант ответа выбрали 166 человек или 34,1%.
Стоит отметить, что довольно высок процент и тех, кто считает, что нововведения нужны, а главными плюсами являются новые маршруты и бесплатные пересадки. Плюсы отметили 147 человек или 30,2% проголосовавших.
О том, что во время планирования изменений не подумали о пожилых людях, которые не умеют пользоваться смартфонами и гаджетами, сказали 132 человека. Это 27,1% от общего числа участвовавших в опросе читателей. Большая часть нововведений действительно описана только в интернете. Также в перспективе может появиться приложение-планировшик маршрутов, которое подскажет, на какой остановке выйти и на какой маршрут пересесть. Кстати, 7,6% проголосовавших отметили, что изменения сделают транспорт удобным, но при условии, что будет отдельное приложение для навигации по маршрутам.
Ещё 120 человек (24,6% респондентов) недовольны временем, которое выделили на бесплатную пересадку. По сообщению ЕТК, совершить пересадку без повторной оплаты проезда можно будет только в течение 45 минут с момента старта первого маршрута. Учитывая, что время, проведённое в автобусе, тоже будет учитываться, на пересадку остаётся не так много минут, как хотелось бы.
Некоторые отметили, что в новой транспортной системе будет недостаточное количество маршрутов, часть районов города так и останутся неохваченными. При этом ездить придётся ещё и с пересадкой, без прямого маршрута, как было раньше. На это указали 96 человек или 17,7% респондентов.
Не остались в стороне от опроса и автомобилисты города. Правда, процент людей с личным транспортом оказался невелик: всего проголосовали 87 человек, у которых есть своя машина. Не нравятся нововведения 36 людям (7,4%), а 51 автомобилист (10,4%) сообщил, что им всё равно. Также 32 человека или 6,5% респондентов отметили, что маршруты общественного транспорта, пущенные через новый мост, будут мешать автомобилистам, которые привыкли объезжать пробки по этой дороге.
В комментариях к опросу единодушия не обнаружилось. Кто-то доволен тем, что теперь можно будет бесплатно (почти) колесить по городу аж целых 45 минут. Другие указывают на то, что пересадка не будет происходить мгновенно: придётся поторчать на остановке, так как интервалы между магистральными рейсами составляют от 7 до 15 минут, на городских маршрутах — 30 минут. А если необходима стыковка с пригородным подвозящим рейсом, то длительное ожидание обеспечено: интервал движения пока вообще не прописан, сообщается только, что будет от 5 до 16 рейсов в день.
Просмотрела все предлагаемые маршруты. Отдельные части города даже перенасытили, центральной части повезло, может быть, даже получат пряник — бесплатную пересадку. А вот остальным придётся значительно увеличить расходы на транспорт, делая по две и более пересадок. Значительно увеличивается время в пути. При пересадках надо ещё пешком перейти к нужному маршруту, он тебя не ждёт на остановке, где ты сошёл, дождаться его, доехать. Как ни стара прежняя транспортная сеть, но возможность без пересадок добираться до нужного места была реальной. Татьяна Мильгевская, из комментария в «Одноклассниках»
Жалуются и на то, что увеличится время в пути, ездить без повторной оплаты проезда будет сложно.
Сегодня пыталась разобраться с новой системой и вот пример: сейчас с Харгоры до Стрелецкого можно доехать на автобусе № 229, по расписанию, без пересадки. Нам предлагают следующий вариант: нужно сесть на один автобус, перейти дорогу и сесть на автобус № 171, который будет вместо 223 с интервалом 30 минут, а был 5-8 минут. Теперь по оплате. Если ехать от Есенина до центра, то по времени минимум 30 минут, затем переход, а автобус только ушёл и ждать 30 минут, то, естественно, в 45 минут никак не укладывается. Придётся опять оплачивать проезд! Хорошо придумали, переполненные автобусы с двойной оплатой и всё якобы для людей. Надежда Шенцова, из комментария в «Одноклассниках»
Также обратили внимание на проблему, с которой столкнутся пенсионеры и маломобильные люди, а также пассажиры с багажом. Пересесть на нужный автобус на коляске или с объёмной вещью в руках не так-то просто. Опять же, пассажиры оценивают ситуацию с точки зрения разных погодных условий: под дождём или в условия сильной метели такие путешествия от маршрутки к маршрутке станут тем ещё бегом с препятствиями.
Автомобилисты высказались по поводу нововведений и отметили проблемные стороны. По мнению нескольких белгородцев, с которыми поговорил корреспондент «Бел.Ру», выделенные полосы для общественного транспорта — это хорошо. А вот всё остальное плохо.
Главное беспокойство у белгородских автовладельцев вызывает улица Щорса, на которой после реконструкции по направлению в город останется только одна полоса для водителей.
Смотрите, вот мы едем в город и впереди что-то произошло. Это необязательно ДТП. Кто-то может «закипеть» в жару или сломаться, или водителю станет плохо. Всякое ведь бывает. Все водители за ним оказываются по сути запертыми в трубе: справа у тебя тротуар, слева — выделенная полоса для общественного транспорта или остановка. По правилам ты вообще не имеешь права выехать на автобусную полосу. Только если по требованию регулировщика. Но пока они приедут, пока наладят движение. Улица встанет до самого Дубового и будет стоять до второго пришествия. Александр, автомобилист из Белгорода
Такую же картину в скором времени обещают и по улице Преображенская. Она имеет одностороннее движение и четыре полосы. Две из них постоянно заняты припаркованными автомобилями. Проблему могут решить, поставив знак, запрещающий остановку и парковку автомобилей, но пропускная способность улицы, если добавить на ней выделенную полосу для автобусов, станет очень низкой.
Не упростит ситуацию и наличие новых пешеходных переходов и светофоров, которые могут затруднять движение автомобилей. Желание пассажиров побыстрее пересесть на свой автобус и доехать до места назначения теоретически может привести к увеличению ДТП с участием пешеходов.
Я не эксперт, но тут и высчитывать ничего не надо. Некоторые и раньше перебегали дорогу, а теперь будут вообще кидаться под колёса, не смотря по сторонам. Им же нужно будет успеть в погоне за нужным автобусом, который сейчас отойдёт от остановки. И если на Щорса, например, остановки обещают сделать посреди проезжей части, чтобы люди не переходили дорогу автомобилистам, то в других частях города такого пока не предвидится, судя по показанным проектам. В общем, будем стоять в пробках и седеть в движении, объезжая «леммингов». Александр, автомобилист из Белгорода
Некоторые водители заранее готовятся ездить окольными путями. Так, например, Лидия говорит, что на работу теперь будет добираться в объезд основных улиц. Причина — в низком стаже вождения и страхе перед постоянным потоком пешеходов. Пересесть на общественный транспорт для неё не вариант — девушка живёт в пригороде и работает ветеринарным врачом, который выезжает на дом к хозяевам питомцев.
Я понимаю, что учиться водить нужно в разных условиях, но вот это всё — какой-то дурдом. Представляете, что будет на дорогах? И ладно ещё пешеходы, им ведь деваться некуда, их в эту ситуацию насильно загнали. Другие водители, думаете, сразу наберутся терпения и уважения к другим участникам движения? Будут сигналить, подрезать. На привыкание уйдёт много времени. Опять же, новые маршрутки через новый мост… Лидия, автомобилистка из пригорода Белгорода
Сейчас многие белгородцы в час пик стараются объехать улицу Щорса через новый мост и съезжают с Харьковской горы в город по проспекту Ватутина. Но и этой возможности объезда автомобилистов в скором времени лишат, пустив часть общественного транспорта по данному маршруту. О выделенных полосах речи пока не идёт, но, вероятно, это только вопрос времени.
Редакция «Бел.Ру» решила выяснить, какие изменения и на каких улицах ждут Белгород в ближайшее время. Мы направили официальные запросы в городскую администрацию, департамент строительства и транспорта области и в ЕТК.
В городской администрации нам ответили, что в 2021 году в областном центре запланированы работы на 14 улицах.
В ходе ремонта может возникнуть необходимость обустройства дополнительных правоповоротных полос, отметили в ведомстве. Расширять проезжую часть не планируют, но выполнят локальные уширения перед перекрёстками.
В департаменте транспорта дали более развёрнутый ответ и сообщили, что на улице Преображенская и на проспекте Славы появятся велополосы и выделенные полосы для общественного транспорта. Они будут по всему протяжению улиц. В районе перекрёстка с проспектом Богдана Хмельницкого сохранят четыре полосы для автомобилей. Одна будет для движения направо, одна — для движения прямо, одна позволит ехать прямо и налево и ещё одна разрешить только левый поворот.
Сейчас разрабатывают проекты организации дорожного движения на этих объектах.
Также выделенные полосы для автобусов появятся на проспекте Богдана Хмельницкого. На всех ключевых перекрёстках сохранят количество полос для прочего транспорта, чтобы сохранить пропускную способность узлов.
Также была изменена классификация дорог в населённых пунктах. Увеличили допустимый продольный уклон для движения наземного городского пассажирского транспорта. Это позволило организовать движение общественного транспорта по проспекту Ватутина. Как именно изменились показатели, в департаменте не пояснили.
В Единой транспортной компании (ЕТК) редакции «Бел.Ру» ответили на несколько вопросов. Правда, официальный ответ породил ещё ряд вопросов. Так, например, нам сообщили, что бесплатные пересадки будут возможны при оплате картой через валидатор или терминал оплаты. Однако это будет действовать только на городских маршрутах.
Бесплатные пересадки доступны всем пассажирам, которые оплатили проезд банковской картой и совершают поездку по городским маршрутам. Бесплатные пересадки возможны только на маршрутах, осуществляющих движение в городской черте. Из официального ответа ЕТК
Получается, что люди, добирающиеся на работу из Северного, Дубового или другого пригорода, где будут действовать подвозящие маршруты и городские, но за чертой областного центра, вынуждены будут платить дважды. А потом ещё и пересаживаться в самом городе.
Самый длинный маршрут в новой сети будет составлять 27,35 км. Расчётное время рейса магистрального маршрута м152 «Майский-Разумное» составляет 70 минут. В окно бесплатной пересадки никак не вписывается. В ЕТК обратили внимание, что треть трассы пролегает за пределами городской черты. Однако, если разделить 70 минут на три, то получим 23 минуты, на которые и приходится время вне города. Путём нехитрых вычислений можно узнать, что на курсирование в черте города остаётся 47 минут. Так что у пассажира, который после поездки на м152 вынужден будет ещё полчаса ждать на остановке свой городской маршрут, шансы на бесплатную пересадку стремятся к нулю.
Также нам пояснили, почему окно бесплатной пересадки сделали равным именно 45 минутам, а не целому часу. По сообщению ЕТК, время было рассчитано, исходя из существующих скоростей общественного транспорта. При старте новой маршрутной сети компания надеется на увеличение скорости движения автобусов и троллейбусов, поэтому прогнозирует, что 45 минут на бесплатную пересадку хватит.
Пассажиры, которые будут оплачивать проезд наличными, останутся за бортом этого аттракциона невиданной щедрости — чек не позволит автоматически высчитывать время, проведённое в пути, поэтому бесплатная пересадка для расплатившихся наличкой остаётся недоступной. Более высокий тариф для таких пассажиров также сохранится.
Сегодня большинство пассажиров оплачивает проезд банковскими картами. Тем, кто ещё оплачивает проезд наличными, услуга бесплатных пересадок может стать дополнительной мотивацией платить картой. Из ответа ЕТК
В компании не смогли ответить, отразятся ли нововведения на тарифах. Стоимость проезда в Белгородской области устанавливается органами местного самоуправления, а не перевозчиком. Может ли перевозчик как-то влиять на ситуацию и просить внести изменения в тарификацию, в компании деликатно умолчали.
В целом довольные и недовольные грядущими изменениями белгородцы сходятся во мнении, что для оценки ситуации нужно ждать применения всего этого на практике. Однако многие отмечают, что пока ещё не наступила первая зима с оплатой проезда на входе в транспорт. Водители автобусов не всегда открывают задние двери при посадке и высадке пассажиров, а теперь добавится ещё и путаница с пересадками.
Как обещает ЕТК, новая система общественного транспорта заработает уже осенью этого года, но точные даты запуска пока не сообщаются. Возможно, в будущем, автобусы действительно станут удобнее, а всю схему отладят до безупречного идеала. Но пока что люди переживают, что им приходится сталкиваться с эпохой перемен и тестировать всё на себе.