Posted 5 июня 2020, 05:30
Published 5 июня 2020, 05:30
Modified 1 декабря, 08:14
Updated 1 декабря, 08:14
Общественный транспорт в Белгороде давно стал одной из самых острых проблем. Жители областного центра регулярно жаловались на то, что автобусы ходят, как попало, водители хамят и водят неаккуратно. К тому же на многих маршрутах проще дойти пешком до точки назначения, чем дождаться вожделенное средство передвижения. С введением в Белгороде ограничений из-за распространения коронавируса и жалоб, и проблем у белгородского транспорта стало больше.
Первая нерабочая неделя из-за распространения коронавируса в России была объявлена с 28 марта по 5 апреля. Общественный транспорт в Белгороде сразу же стал снижать количество рейсов. В какой-то мере это логично, ведь пассажиропоток должен был серьёзно сократиться — все сидели дома, не ездили на работу. Да и выходить стало особо некуда: в магазин за продуктами и стиральным порошком. Парки и места развлечения были закрыты.
Однако со временем в регионе ввели послабления, многие люди вернулись на работу. Люди вернулись, а автобусы — нет. Роспотребнадзор рекомендует соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра друг от друга, чтобы снизить риск инфицирования коронавирусом. Это касается и офисов, и общественных мест, и, конечно, транспорта.
Стоит отметить, что сокращение количества курсирующих автобусов и увеличение интервалов между рейсов привело к тому, что пассажиры вынуждены ехать в битком набитых салонах. Ни о какой социальной дистанции речи не идёт. И тут на сцену выходит вторая проблема — маски.
Зачастую на входе на пассажире они есть, а в салоне уже нет. Люди жалуются на то, что им тяжело дышать, неудобно говорить, потеют очки, натирают резинки. Якобы — это уважительная причина для того, чтобы носить маску только для вида, а как только прошёл «фейс-контроль», можно её снимать. На самом деле, такие отговорки звучат довольно странно. Многим натирает обувь и доставляют неудобства объёмные зимние пуховики. Однако что-то не видно на улице пешеходов босиком и в лёгких маечках вместо курток.
В оправдание белгородцев можно сказать, что опрос, проведённый нашей редакцией, показал, что большая часть пассажиров всё-таки носит индивидуальные средства защиты. Так, из 186 опрошенных 153 человека сообщили, что надевают маску при входе в транспорт и снимают только после выхода. Это 82,2% от всех проголосовавших.
По 9 человек сообщили, что в маске им либо неудобно и они её не носят вообще, либо носят под подбородком, чтобы быстро надеть в случае необходимости. Эти варианты ответа выбрали 4,8% респондентов.
Безответственных людей, которые надевают средства защиты только для того, чтобы беспрепятственно пройти в автобус, оказалось немного. Из всего количества опрошенных этот вариант ответа выбрали только 4 человека, или 2,1%. Пятеро респондентов сказали, что в полупустом автобусе могут снять маску, ведь между людьми большое расстояние. А шесть человек или 3,2% сказали, что считают маски неэффективными, поэтому не носят их вообще.
Нашему корреспонденту удалось заснять довольно загруженный автобус, но около половины пассажиров были без масок. Причем многие даже на входе в транспорт не имели её при себе. Должен ли был водитель им отказать в проезде?
Мы задали этот вопрос руководству «Единой транспортной компании», которая является перевозчиком пассажиров в Белгороде.
Как нам пояснили в компании «ЕТК», пассажиры обязаны входить в автобус в маске. Водитель может отказать в предоставлении услуги по перевозке, если на вас не надета маска. Но тут есть один нюанс: водитель не может вступать в конфликт с пассажирами. А любители свободного дыхания без ограничений действительно вступают в конфликт и вместо того, чтобы надеть маску, начинают ругаться.
Водитель при этом не имеет права применить меры воздействия к нарушителю. Водителю запрещается вступать в конфликт. Поэтому сейчас можно встретить в салонах общественного транспорта пассажиров без маски. Применять меры воздействия к нарушителям масочного режима имеют право уполномоченные органы, сейчас они эту работу ведут на маршрутной сети. Александр Васильченко, генеральный директор ООО «ЕТК»
Получается, что требования выполнять обязаны, но при этом отказ от ношения маски в общественном транспорте не лишит нарушителя возможности передвигаться на нём. Что делать пассажирам, которые не хотели бы подвергать себя риску — непонятно. Оплата производится при входе, поэтому просто покинуть автобус раньше своей остановки выйдет накладно — придётся платить за ещё один билет в следующем автобусе. Если он вообще придёт и в нём половина пассажиров не будет без масок.
Контроль соблюдения масочного режима возложен на водителя автобуса, но первостепенная задача водителя — соблюдение правил дорожного движения и правил перевозки пассажиров, инструкций и расписания движения. Поэтому в Единой транспортной компании рассчитывают на сознательность граждан. Мы также просим пассажиров ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих. Из ответа департамента строительства и транспорта Белгородской области
При этом сами водители обязаны носить маску, а пассажиры могут сообщить о нарушениях.
Регулярностью рейсов белгородский транспорт не отличался и раньше, но в условиях карантинных мероприятий с соблюдением расписания стало совсем грустно.
Проблемы прослеживаются не только в областном центре, но и в регионе в целом. Много жалоб поступает в «Чёрный список» ИА «Бел.Ру».
Людям совершенно нечем добираться на работу и обратно! Отменили рейсы маршрута № 136 Белгород-Сажное, оставили только в 7-00 и в 19-30. Также отменили автобус Строитель- В.Ольшанец, другой транспорт туда не ходит, а автобус обслуживал очень много посёлков. До руководителей дозвониться невозможно, работает только диспетчер, который ничего не знает. Каким образом люди должны добираться на работу, на учёбу, в поликлинику? Почему, чтобы решить вопрос на 2 часа, нужно болтаться по городу до вечера, собирая везде вирусы? Очень надеюсь, что движение транспорта восстановят в полном объёме. Лидия
За май 2020 года в ООО «ЕТК» по данным запросам поступило 174 обращения, из них 126 – по несоблюдению графика движения и 48 – на редкие рейсы. По всем фактам проводится разъяснительная работа с перевозчиками и водителями. Помогает ли это? Судя по количеству жалоб, не очень.
Постоянно нарушает расписание маршрут № 13. Официально первый рейс от школы № 43 в 5-40. Я уже обращалась к ним по этому вопросу. ЕТК экономит и объединяет рейсы 13 и 13К, начиная маршрут с Конева и далее по маршруту № 13. Но в воскресенье этот маршрут постоянно срывается. Наступил дачный сезон. В 6-35 отходит дачная сезонная электричка Белгород — Ржава. Уехать автобусом № 13 проблема, она была в прошлом сезоне и повторяется в этом. Мотивация — в выходной день расписание меняется, сейчас ещё одна причина, удобная для отсутствия первого рейса — коронавирус. Тогда почему № 15 ходит строго по графику все дни 5-35, 5-55, а № 13 нет? Электрички тоже ходят по расписанию все дни, у них выходных нет, и именно по этой электричке область несёт расходы (на льготный проезд для дачников — прим.ред), а она ходит полупустая.
Татьяна
Нашему корреспонденту лично пришлось столкнуться с тем, что в районе восьми и девяти вечера уже не ходили маршруты нескольких автобусов. В их числе оказались маршруты № 15, № 12, № 238. В компании «ЕТК» нам сообщили, что была проведена проверка и информация не подтвердилась. Якобы автобусы ходили каждые 10-20 минут. Почему их не оказалось на остановке, остаётся загадкой. Что касается маршрута № 12, то, со слов департамента строительства и транспорта Белгородской области, 20 апреля транспортное средство сошло с линии по причине технической неисправности. Осуществить своевременную замену не представилось возможным. Судя по тому, что вслед за этим самым сошедшим автобусом в течение часа не пришёл его собрат с таким же номером, транспортное средство на линии было одно. Как одна маршрутка, которая ездит через весь город, может осуществлять перевозку пассажиров с интервалом в 10-20 минут — вопрос скорее философский.
Мы решили выяснить, как именно и в какой срок должны заменить автобус.
На замену неисправного автобуса, сошедшего с рейса, требуется время. Одно дело, когда нужно заменить автобус на городском маршруте. Другое дело, когда сломался автобус далеко за пределами городской черты или в самом конце смены. В этих случаях существуют регламенты, предписывающие осуществить замену неисправного автобуса от 40 до 90 минут, в зависимости от удалённости. Александр Васильченко
Тот же самый автобус № 12 курсирует в черте города. Почему его не заменили и можно ли считать 19:10 концом смены?
В плане чистоты салонов белгородцам, судя по всему, беспокоиться не о чем. Салоны регулярно обрабатывают антисептиками. В конце каждого рейса протирают поручни и ручки дверей, а в конце смены — полностью дезинфицируют транспортное средство.
В «ЕТК» сообщили, что к ответственности за нахождение на рабочем месте без масок с момента введения масочного режима были привлечены более 10 человек. По итогам месяца у этих водителей будет снижена премия, а в некоторых случаях объявлен выговор с последующим увольнением. За нахождение в салоне пассажиров без маски водителям санкции не грозят. Возможно, поэтому они не особо-то за этим и следят.
В «ЕТК» сообщили, что пассажиропоток по всей маршрутной сети Белгородской агломерации снизился на 70% в апреле, и на 50% в мае (относительно марта месяца), это критично для отрасли. Белгородская область не уникальна в своих проблемах — такая динамика почти во всех регионах Российской Федерации. Убыток ООО «ЕТК» и ООО «БЭСТ» за два месяца составляет свыше 25 млн. рублей.
Компания приняла ряд мер по оптимизации расходов ещё в начале наступления ограничительных мер, связанных с COVID-19.
Убытки планируют покрывать за счёт нескольких направлений:
Также в «ЕТК» сообщили, что обычный режим работы автобусов будет возвращён после полного снятия ограничительных мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Белгородской области.
С начала распространения инфекции были отменены рейсы ночного маршрута № 1Н, так же были отменены поздние вечерние рейсы. В настоящий момент многие из них возобновлены. Были отменены некоторые рейсы по пригородным маршрутам. Причиной отмены рейсов стало введение с конца марта 2020 года мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции на территории Белгородской области и снижение пассажиропотока. Видимо, люди, вводящие такие меры, не задумываются о тех, кто живёт в пригороде и не имеет собственного автомобиля, чтобы ездить на работу.
Из всего этого следует, что белгородцам ещё придётся потерпеть транспортные лишения. Сколько всё это продлится — покажет время.