Posted 24 мая 2020, 06:45
Published 24 мая 2020, 06:45
Modified 1 декабря, 07:47
Updated 1 декабря, 07:47
У «Сити Молла» дуб сгубили…
Ярким примером проблемного парка является Парк дуба, который находится вблизи «Сити Молла». Раньше здесь росли берёзки и другие деревья — взрослые и вполне себе здоровые. У многих белгородцев берёзовая рощица была одним из любимых мест для вечерних прогулок и пробежек. Однако в Парке дуба, судя по всему, другим деревьям не место. Их было решено спилить, а на территории высадить новенькие саженцы. Позже вырубку объяснили тем, что берёзы были уже старые и пришли в негодность, деревья требовалось заменить.
Раньше там росли такие хорошие деревья, зачем вообще потребовалось их все вырубать? Неужели нельзя было сначала вырубить часть, посадить новые саженцы и посмотреть: приживутся ли, понравится ли почва и климат? А то получилось как-то вообще неправильно. Мы старый мир разрушим до основанья — а зачем? Но теперь уже и старые деревья не вернёшь, и новые не приживаются. Кладбище саженцев какое-то. Марина, жительница Белгорода
Всего в 2018 году здесь высадили более 1 тыс. молодых дубов разных видов на аллее протяжённостью в 1,5 км. Но сажали их уже после первых заморозков. То только в песенке мороз снежком укутывает, чтобы ёлочка не замёрзла. Для молодых саженцев такие условия оказались неблагоприятными — весной зазеленело только около трети деревьев. Остальные не прижились.
В июне 2019 года департамент строительства и транспорта региона пообещал заменить засохшие деревья в Парке дуба. Однако на текущий момент картина там всё такая же грустная: сухие стволы, несколько сломленных деревьев. На парк даже отдалённо не тянет. Даже если новые деревья действительно посадят, и они приживутся — почему приходится по несколько раз закупать дорогостоящий посадочный материал, и кто ответственен за то, что дубки не уберегли?
Замена старых и больных деревьев новым зелёным фондом — это, безусловно, хорошо. Плохо, что с первого раза некоторые многолетники не приживаются. На закупку саженцев тратятся большие деньги, причём одно растение может стоить больше 10 тыс. рублей за единицу.
Так, например, сотня саженцев тополя обошлась «Белгорблагоустройству» в 1,2 млн рублей. Один тополь сорта «Нивея» и «Ракет» стоит более 12 тыс. рублей. Каждое деревце должно было быть от трёх с половиной до четырёх метров в высоту и иметь не менее девяти скелетных ветвей. Нельзя сказать, что цены в государственной закупке были завышены — «Нивея» действительно стоит от 12 тыс. рублей до 17 тыс. рублей за кустик высотой около четырёх метров. Непонятно только, почему именно такую высоту саженцев выбрали для посадки, ведь чем выше дерево при покупке — тем оно дороже.
Стоит отметить, что МУП «Горритуалсервис» в 2019 году также покупал саженцы тополя «Нивея». Только для него цена за штуку сильно отличалась: всего 280 рублей за саженец. Правда, высота у топольков поскромнее — от 1,4 м до 1,6 м. Купили в итоге 227 саженцев, к ним столько же колышков из сосны по 60 рублей и 150 метров эластичной подвязки по 22 рубля. Вся покупка обошлась в 97 480 рублей. Какие саженцы приживутся лучше, пока судить рано — обе закупки сделаны для озеленения города в 2020 году.
Для озеленения посёлка Северный в апреле 2020 года закупили саженцы деревьев и кустарников. Всего в документах описано 103 позиции разнообразных кустарников и деревьев. Самые маленькие саженцы всего 30 сантиметров в высоту — это можжевельник и туя. Требования к качеству саженцев весьма лаконичные: на деревьях не должно быть вредителей и признаков заболеваний.
Самым дорогим в списке оказался дуб черешчатый. За каждый саженец высотой 3 метра нужно отдать 4600 рублей. Не сказать, что очень уж дорого. Весь лот включает в себя 1 698 разнообразных саженцев, за которые готовы отдать 5 393 443 рублей. Почему «Белгорблагоустройство» решило закупить именно дорогостоящие тополя, остаётся загадкой.
Мэрия в марте 2020 года разместила закупку 500 саженцев крупномерных деревьев для озеленения города. Лот оценивали в 4,3 млн рублей. В документации сообщалось, что деревья будут поставлять партиями до октября текущего года. Деревья уже высадили на улице Волчанская. Всего, по замыслу мэрии, этой весной в областном центре их появится четыре тысячи, а осенью городские власти высадят ещё пять тысяч.
Если судить по количеству саженцев, которые закупают для озеленения города, то получается странная картина. Ежегодного количества купленных растений должно хватить, чтобы за несколько лет работы по высадке на месте Белгорода вырос густой лес. Однако этого почему-то не происходит. Напротив, белгородцы регулярно жалуются на то, что из дворов и скверов исчезают старые деревья, а на их месте в лучшем случае появляется клумба с цветами.
Периодически из дворов случаются кражи саженцев или уже подросших деревьев. Так, в одном из белгородских пабликов недавно жаловались на то, что во дворе дома № 80 по ул. Октябрьская ночью выкопали кустики туи. Точно так же под покровом ночи в октябре 2019 года на Чумичова украли туи, высаженные рядом со школой робототехники. Прогулка дамы с собачкой, прихватившей с собой чужие деревья, попала на камеру и была размещена в Сети.
Учитывая, что белгородцы не всегда жалуются на то, что где-то стало недоставать молодых деревьев, учёт действительно может быть очень относителен. Да и все ли растения действительно доходят до высадки в нужном месте?
15 мая редакция «Бел.Ру» направила два запроса: в мэрию и правительство Белгородской области. Мы хотели выяснить, сколько саженцев погибло и собираются ли их заменить. Также нас интересовало, несёт ли кто-то ответственность за то, что деревья не приживаются. Ведь можно посадить и забыть. Но просто воткнуть саженец вниз корнями в землю недостаточно: любому растению необходим уход и оптимальные условия для роста.
Для надёжности мы подтвердили получение запросов. В доме правительства нам сообщили, что запрос на момент звонка ещё не появился в системе, но присылать его ещё раз не нужно, всё получили. На 24 мая 2020 года ответ от дома правительства так и не был получен.
А вот в городской администрации редакции «Бел.Ру» пояснили, что в 2019 году на закупку деревьев было потрачено 2 253 396 рублей. Кустарников купили больше — на 4 930 065 рублей. В 2020 году на закупку деревьев было потрачено — 7 388 163 рублей, кустарников — 901 443 рублей.
В рамках проекта «Зелёная столица» в городе за год посадят более 14 видов деревьев. Какие из них приживутся — неизвестно. Однако в мэрии сообщили, что саженцы не оставляют на волю судьбы. Улично-дорожная сеть, парки и скверы переданы на содержание МБУ «Управление Белгорблагоустройство». То есть, по идее, именно они должны нести ответственность за свежевысаженные кустики.
Мастера несут ответственность за посадку, полив и уходные работы. Они обязаны обеспечить квалифицированный уход за существующими зелёными насаждениями, принимать меры к расширению их площади. Удаление или пересадка деревьев и кустарников возможны лишь при наличии разрешения службы садово-паркового (зеленого) хозяйства. Помимо этого, специалистам необходимо проводить профилактические работы по борьбе с вредителями и болезнями зелёных насаждений, в том числе удаление сухостойных, ветровальных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников, вырезку сучьев и замазку ран, пломбировку дупел и формовочную обрезку деревьев и кустарников и т.д. Из ответа мэрии
Почему некоторый сухостой может стоять в городе годами и есть ли вообще какое-то наказание за плохой уход за саженцами, нам не пояснили. Также без ответа остался вопрос, учитываются ли погодные условия и климат при посадке того или иного дерева и отдельных сортов растений. Декоративность декоративностью, но благоприятную среду никто не отменял.
Деревья, не прижившиеся при посадке в 2019 году по проспекту Б. Хмельницкого, в парке Памяти, на Белгородском и Гражданском проспектах и улице Преображенской будут заменены на новые саженцы. Стоимость молодых деревьев составит 128 тыс. рублей. В мэрии сообщили, что всего на этих объектах погибло 32 растения. Созданная комиссия определила причину их гибели — неблагоприятные для саженцев погодные условия: малоснежная зима, перепад температур и сухой воздух.
На улице Архиерейской в этом году уже заменили сухие саженцы после многочисленных жалоб горожан. Вместо сухостоя посадили новые живые деревья. Предыдущие на этом участке не прижились. Теперь здесь будут расти липы мелколистные сорта «Гринспайер».
Деревья, как и любые живые организмы, могут болеть. Да и подзакусить сочной листвой находится много желающих. Почему в областном центре не следили за состоянием деревьев — вопрос отдельный. Но сейчас, по словам мэрии, очень многие деревья в городе либо старые и их пора заменить, либо молодые, но неизлечимо больные.
В парке Победы давно пора было заменить больные ивы. Многие деревья поражены грибами, в стволах имеются большие дупла, в которых распространяется гниль. О том, что деревья находятся в плачевном состоянии,заговорили только в 2020 году. До этого парку не уделяли достаточно внимания, а сейчас решили всё массово заменить. Начинание похвальное, но набережная Везёлки какое-то время будет выглядеть лысо и пусто: из-за того, что заменят сразу много деревьев. Средний возраст ив, которые растут на набережной, составляет около 80 лет. Через дорожку от них растут пирамидальные тополя, чей возраст – от 50 до 60 лет. Некоторые из них поражены бактериальной водянкой.
Также в парке Победы есть проблемные зоны, которые постоянно затапливаются после ливней. Вода здесь стоит еще несколько недель после осадков, естественно, корни деревьев от таких условий начинают гнить.
Помимо этого, Белгород лишился большей части каштанов, которые уже с первых дней лета не первый год стоят сухими и рыжими. Такая «ржавчина» на листьях — признак болезни, которая передаётся соседним каштанам и постепенно заражает весь город. Что помешало обследовать первые заражённые растения, неизвестно. Хотя абсолютно сухое дерево в середине июня должно было привлечь внимание и насторожить.
К деревьям в Центральном парке проявил интерес ясеневый пилильщик. Гусеницы в большом количестве ползают по стволам. Впоследствии они могут забраться на дерево и изгрызть всю листву. На это, к счастью, уже обратили внимание в администрации города. Обработку от вредителя проведут трижды, используя контактный инсектицид. В прошлом году наблюдалась такая же ситуация — пострадали деревья на территории в 3 га.
Активность в регионе снова проявляет и американская белая бабочка. Вылеты и яйцеклетки нашли в селе Максимовка Шебекинского горокруга на зарослях дикой сливы. Естественно, дикие растения или культурные, насекомые разбираться не будут и могут атаковать парки и скверы.