Posted 17 февраля 2020, 10:34
Published 17 февраля 2020, 10:34
Modified 20 августа, 01:51
Updated 20 августа, 01:51
Областное государственное бюджетное учреждение «Центр энергосбережения Белгородской области» было создано в 2016 году. Основной его задачей является оптимизация потребления и расходов энергии в сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения. Энергоэффективность – дело хорошее и полезное, но, оказывается, доступное не каждому.
Региональный ЦЭС предоставляет свои услуги только государственным и муниципальным учреждениям. К ним относятся образовательные и культурные учреждения, здания здравоохранения и социального обеспечения граждан. По закону вышеперечисленные субъекты должны обеспечить снижение потребления энергоресурсов, ведь ежегодно только на теплоснабжение выделяется около 2,5 млдр рублей бюджетных средств.
Энергоэффективное оборудование, которое предоставляет ЦЭС, способно оптимизировать потребление энергии и сэкономить очень большие деньги. Узел распределения устанавливается в уже имеющуюся теплосеть, после него подача тепла идёт уже отрегулированно.
Директор регионального ЦЭС Алексей Буланин отметил, что не каждое учреждение можно подключить к «умной» системе.
Само здание должно отвечать требованиям СанПиНа. То есть в нём должны быть хорошие стеклопакеты, не должно быть трещин в стенах и так далее. Нужно понимать, что установка оборудования не решит всех проблем, это не капитальный ремонт. Если здание само по себе ветхое, в нём необходимо сначала всё отремонтировать, а потом уже заключать энергосервисный контракт. Алексей Буланин
Самый заманчивый плюс этой системы: человек может самостоятельно настраивать показатели теплоносителей в личном кабинете на сайте. То есть можно вручную регулировать давление в трубах и температуру теплоносителя. Если на улице оттепель, то показатели снижают, если погода грозит крепким минусом – поднимают. Это позволяет грамотно настроить отопление и не обогревать улицу, когда за окном уже уверенный плюс, а радиаторы в комнате раскалённые.
Благодаря такой системе субъекту, установившему энергоэффективное оборудование, удаётся сэкономить несколько миллионов рублей в год. Контракт заключают на срок от одного до семи лет, в этот период учреждение обязано отдавать 90% сэкономленных средств ЦЭСу. Там эти деньги перераспределяют и отправляют на инвестирование новых проектов. После окончания контрактного периода у учреждения остаётся не только «умное» оборудование, но и все средства, которые в дальнейшем удастся сэкономить. Логично предположить, что некоторые организации могут злоупотреблять возможностями и экономить сверх меры.
Теоретически такая вероятность есть. Но вообще это запрещено, мы обязаны соблюдать требования и нормы СанПиНа. В помещениях должно быть комфортно. У нас есть несколько проблемных помещений, в которых холоднее, чем в остальных. Это часто зависит от планировки здания: комнаты, расположенные на углах, где две стены выходят на улицу. Конечно, в этих помещениях мы вручную корректируем настройки и добавляем тепла. Виталий Церникель, инженер отдела административно-хозяйственной работы Белгородского государственного института искусств и культуры
В ЦЭСе строго следят за соблюдением норм, проводятся регулярные проверки оборудования и выезды в учреждения, с которыми заключён энергосервисный контракт. Если в бюджетном учреждении становится слишком холодно или жарко, следует жаловаться в ЦЭС или департамент ЖКХ. У специалистов есть возможность дистанционно наладить работу оборудования. Если это не решает проблему, то сотрудники выезжают на место и проверяют исправность системы и замеряют температуру в помещениях.
Узлы погодного регулирования дают возможность подстроить температуру в здании под погоду. Мы бюджетное учреждение, понятно, что мы в первую очередь работаем над эффективностью бюджетных средств. Мы учитываем и тот факт, что зачастую в учреждениях нет специалиста, который понимал бы всю систему и вёл наблюдения. Есть в школе директор, ему нужно учить детей, а не настраивать температуру и высчитывать эффективность. Мы подключаемся и в этом направлении: помогаем не только экономить, но и организовать процесс. Объясняем проблемные вопросы и тонкости. Алексей Буланин
Сейчас в регионе действует 2227 бюджетных учреждений, из которых 143 уже пользуются услугами ЦЭСа. Ежегодно планируется заключать около 50 энергосервисных контрактов и довести показатель экономии до 150 млн рублей в год.
В некоторых школах и детских садах Белгорода всё-таки злоупотребляют экономией. В результате родители и дети жалуются на некачественное отопление и, как следствие, постоянные простуды. Так, например, детский сад №1 в Белгороде оказался не совсем пригодным для зимнего пребывания детей. Температура в спальнях колебалась от +16 °С до +18 °С.
После проверки, которую провела комиссия 4 декабря 2019 года, выяснилось, что детские спальни находятся на территории бывших веранд. То есть помещение конструировалось таким образом, что оконные проёмы и стены не были предусмотрены изначально. Теперь комнаты утеплены, но для полноценного комфорта и тепла этого оказалось недостаточно: кирпичной кладки как не было, так и нет.
На холод в детском саду «Золотой ключик» жаловались и жители села Ржавец Прохоровского района. По их словам, дети в детсаду спят в тёплых пижамах под двумя одеялами, одно из которых принесли родители. Дети массово болеют, а холод в саду администрация объясняет необходимостью экономить. Также отмечается, что за 30 лет работы данный детский садик ни разу не ремонтировался.
Заботиться о состоянии помещения и его соответствии СанПиНам должен заказчик, то есть сами муниципальные учреждения. В обязанности ЦЭСа входит только контроль и поддержание работоспособного состояния оборудования. Получается, что не во всех случаях эксперты тщательно проверяют объект перед тем, как установить умные датчики и начать экономить.
Что делать в этой ситуации, понятно не совсем, ведь по закону сады и школы должны снизить потребление ресурсов и экономить на тепле, а на деле получается не у всех и не всегда. Добиться капитального ремонта тоже достаточно сложно – многие здания находятся в плачевном состоянии, но обновлять их не торопятся. Так, например, старое здание психоневрологического диспансера на Преображенской пугало посетителей не только названием, но и внутренним «великолепием». На ремонт его закрыли только в 2017 году.