Рынок грузоперевозок России
В России начитывается порядка 6,5 миллионов грузовиков, только в прошлом году на этих большегрузах было перевезено почти 5,5 миллиардов тонн грузов. При этом большую часть из них грузовладельцы доставили на собственных фурах и самосвалах, треть от всех грузоперевозок пришлось на транспортные компании, передаёт «Бизнес-Вектор».
У нас редко какой производитель имеет у себя под боком железную дорогу. Подавляющее большинство – 99 % – это надо довезти до железной дороги. А чаще всего в последнее время вообще используют автомобильный транспорт, чтобы от двери до двери доставить: от грузоотправителя до грузополучателя.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Всего в России более 20 тысяч транспортных компаний и порядка двух млн индивидуальных предпринимателей, у которых в гараже зачастую один грузовик.
Тенденции
Эксперты отмечают, что самым динамичным сегментом грузоперевозок на сегодняшний день являются сборные грузы. По оценкам участников рынка, в этом году его объём превысит 180 миллиардов рублей.
Ежегодно на 20-30 % увеличивается доставка интернет-заказов. При этом большую часть таких грузов перевозят на грузовиках, так как для железной дороги сборные грузы – занятие хлопотное.
Новые направления
С 1 октября по Крымскому мосту через Керченский пролив открыто движение для грузовиков. На первых фурах на полуостров привезли молоко, мясо и строительные материалы.
В день по Крымскому мосту проезжает до 1 000 грузовиков. Объём грузоперевозок в Крым по мосту сразу же стал больше на треть по сравнению с паромной переправой.
Горючий рынок
В России к каждой АЗС есть специальный маршрут для доставки бензина. Эти ограничения защищают от конкурентов и сдерживают развитие. Компании по перевозке горючих веществ поставлены в такие условия, что расти могут только с заказчиками.
Что касается Крымского моста, там запрещено движение машин с опасными грузами. В Минтрансе обещают, что к зиме бензовозы смогут получать разрешение на передвижение через Керченский пролив.
Убер для грузоперевозок
Относительно недавно на рынок грузоперевозок в России пришли мобильные приложения, через которые можно оформить заказ на перевозку груза. Разработчики этих новинок планируют таким образом вытеснить с рынка экспедиторов с их «космическими» тарифами, которые зарабатывают на своих клиентах.
Основатели одной из таких компаний «Груз Гоу» говорят, что в среднем их комиссия составляет 8 %, при этом ставка ранжируется от длины маршрута: на коротких маршрутах комиссия выше, на длинных ниже. За три года к платформе присоединились 3 000 перевозчиков и 1 000 грузовладельцев. За девять месяцев этого года компания выручила 50 миллионов рублей, деньги тратят на разработку алгоритмов.
Рынок грузоперевозок идёт к этому – грузовладельцы начинают заказывать более мелкие партии. Соответственно, доставка нужна более мелкими машинами. Либо речь заходит уже про сборные грузы.Оксана Погодаева, основательница сервиса «Груз гоу»
Фирма вложила в свою разработку 43 млн рублей.
Проблемы
Одной из главных проблем грузоперевозчики называют загрузку грузовика на обратном пути. Так, с Урала в рефрижераторе везти нечего, а самые загруженные маршруты – вокруг Москвы. Эксперты оценивают порожний пробег в 30 % недополученной выручки.
Ещё одна проблема – «серые перевозчики». По оценкам участников рынка, «серые» операторы в год провозят на сумму до 500 миллиардов рублей, все эти деньги идут мимо бюджета. Большинство инициатив властей в транспортной сфере направлено как раз на обеление рынка.
У нас предложение подготовить закон, законопроект сначала – о грузовых автомобильных перевозках. Туда попасть сможет только тот, по нашему предложению, кто находится в реестре: зарегистрирован, как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены. А самое главное - это возможность с минимальными или вообще без потерь для производителей.Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России
Платон
Чтобы «высветлить» рынок грузоперевозок и создана система «Платон»: грузовладельцы машин массой более 12 т оплачивают проезд по федеральным трассам. «Бизнес-Вектор» сообщает, что в системе «Платон» зарегистрировано более миллиона машин.
В целом, система задумана во благо, ведь качественные дороги и отсутствие пробок на пути следования – это самое заветное желание для всех автомобилистов и для дальнобойщиков в том числе. С другой стороны, для многих автоперевозчиков, и для нас в том числе, это дополнительная финансовая нагрузка, которая влечёт за собой увеличение стоимости транспортных услуг и для наших клиентов. К тому же система ещё «молода» и требует доработки.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
На начало этого года сборы в системе «Платон» составили 40 млрд рублей. Одни участники отрасли считают их вынужденной платой и надеются, что это приведёт рынок к единым правилам движения, другие считают, что «Платон» «душит» бизнес.
Источник, пожелавший остаться анонимным, сообщил ИА «Бел.Ру», что далеко не все платят за «Платон»: оплатить штраф, если поймают, выгоднее. Так как грузоперевозчик по системе «Платон» вынужден платить более миллиона рублей, а штраф составляет всего десять тысяч рублей – несоизмеримые цифры для бизнесменов. «Если «Платон» на государственном уровне будут жёстко контролировать – это задушит наш бизнес», – сказал собеседник.
Рынок грузоперевозок Белгородской области
По данным Белгородстата, на конец 2017 года в регионе зарегистрировано 73,6 тыс. грузовых автомобилей. В структуре перевозок грузов преобладают организации сельского хозяйства (52%), строительства (18 %), обрабатывающие производства (10%). Объем перевозок грузов составил в 2017 году 49,5 млн тонн, сообщили в департаменте строительства и транспорта Белгородской области
Негабаритные грузоперевозки
Компания «Негабаритика» была основана более 15 лет назад. На тот момент сфера оказания услуг по перевозке негабаритных грузов только начинала зарождаться, что, собственно, и стало стимулом для её создания.
Компания перевозит разные грузы – это сельхозтехника, самолёты, военная техника, модульные здания, оборудование для буровых установок, металлоконструкции, спецтехника. ООО «Негабаритика» принимала участие в строительстве и реконструкции крупных и значимых объектов по всей стране, осуществляла перевозку материалов для строительства Керченского моста, питерской «Зенит-Арены», аэропорта «Шереметьево» и стадиона «Динамо» в г. Москва, а также спортивных арен к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Волгограде, Калининграде, Нижнем Новгороде и Самаре.
Конечно же, в процессе деятельности организации были сложные периоды: в 2008 году кризис, ударивший по экономике России, не стал исключением и для рынка грузоперевозок, да и 2014 год так же был не простым годом из-за снижения объёма импорта, сокращения расходов клиентов на логистический сектор и, конечно, падение курса рубля. Но, не смотря на все сложности, наша компания выросла очень быстро и продолжает расти. И если в 2003 году штат фирмы насчитывал всего лишь несколько человек, сегодня же у нас большая и, что немаловажно, слаженная команда, которая работает как единый механизм на благо общего дела. В этом году мы вступили в одну из ассоциаций грузоперевозчиков, самую большую и перспективную в стране, и это тоже один из важных моментов в том, что касается будущего нашего предприятия, поскольку это упорядочит работу. Хотелось бы, чтобы грузоперевозчики в России работали в правовом поле, чтобы государство, благодаря ассоциации, знало о наших проблемах.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
Сейчас в автопарке компании более 250 единиц техники грузоподъемностью до 100 тонн (не считая количества легковых автомобилей сопровождения), причём парк автомобилей регулярно пополняется.
В будущем году планируем вдвое увеличить автопарк, закупать новые современные машины. Нам есть к чему стремиться, мы считаем себя одной из самых надёжных компаний в России в том, что касается негабаритных, сложных перевозок.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
Перевозка негабаритных грузов осуществляется в приоритете новыми автомобилями. Каждая машина готова к длительному путешествию, смене климата, сложным дорожным условиям, непредвиденной погоде. Сотрудники тщательно следят за техническим состоянием автопарка, ведь отсутствие сбоев в работе техники – это ещё одна важная составляющая доставки негабаритного груза точно в срок.
География перевозок весьма обширна – это вся Россия, страны СНГ и Китай. Мы постоянно расширяем маршрутную сеть и можем доставить негабаритный груз даже в труднодоступные населённые пункты Дальневосточного округа и Сибири. С этого года мы начинаем более тесно сотрудничать с Китаем, осуществлять перевозки в ЕС – в РФ зарождается экспорт. В среднем же в год мы перевозим около 10 000 грузов и проезжаем 24 000 000 километров. Объёмы грузоперевозок постоянно увеличиваются, мы находим новых клиентов как в нашей стране, так и за рубежом, для которых важна именно гарантия надёжности и сохранности грузов.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
В компании считают, что государственная политика в данной отрасли не учитывает ряд эволюционных факторов, которые явились следствием серьёзного дисбаланса, образовавшегося между потребностями перевозчиков и экономическими условиями их деятельности. К примеру, создание оптимального маршрута для транспортировки негабаритного груза автопоездом зачастую невозможно из-за отсутствия универсальных дорог и мостов, которые, по своим техническим характеристикам, способны выдержать возникающие, при движении тяжёлого автопоезда, нагрузки.
Перевозчики не способны быстро сориентироваться и тем более перестроиться для эффективной работы в условиях вновь принятых правовых документов. Регулярно обновляемое законодательство срывает выполнение транспортными компаниями долгосрочных контрактов, поскольку стоимость такого рода услуг грузоперевозок постоянно меняется в зависимости от введения новых требований.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
Глава компании отметил, что для перевозчиков усложнился процесс получения разрешения на перевозку негабаритного груза. Согласно установленному порядку, срок ожидания разрешительных документов составляет 15 рабочих дней. Таким образом, должно пройти три календарные недели, прежде чем транспортная компания получит на руки ответ государственных структур. В других же странах срок ожидания разрешительных документов составляет один день.
Таким образом, принятые законы направлены против интересов грузовладельцев и грузоперевозчиков, способствуют очередному витку инфляции, увеличивают дополнительную нагрузку на заказчиков и вследствие ведут к увеличению бюджета.Дмитрий Палиенко, генеральный директор ООО «Негабаритика»
Белгородская транспортная компания
Белгородская транспортная компания (ООО «БТК») была образована летом 2012 года. Изначально в компании было всего 8 грузовых автомобилей Renault. На сегодняшний день автопарк ООО «БТК» насчитывает 25 тягачей DAF XF 105 с прицепами, из которых 20 тентованных, так называемые «шторы», и 5 рефрижераторов (в них возят товары, которые необходимо транспортировать при определённой температуре). Автомобили 2012, 2013 и 2014 годов выпуска. Это один из самых многочисленных собственных автопарков грузовых машин среди транспортных компаний Белгорода, за исключением крупных предприятий и агрохолдингов с собственным автопарком.
Какими преимуществами мы обладаем в сравнении с другими подобными транспортными компаниями? Во первых, часто транспортные компании, приобретают технику в лизинг или в кредит. У нас собственный парк. Поэтому перед заказчиком мы отвечаем, в том числе, и своими основными средствами. Во вторых мы работаем с НДС. Крупным заказчикам, которые работают на общей системе налогообложения это удобно, есть возможность возместить НДС. Собственный штат профессиональных водителей – это тоже плюс.Александр Кравченко, генеральный директор ООО «Белгородская транспортная компания»
Компании пришлось поработать в непростые времена: кризис 2014 года, санкции, потеря связей с соседней Украиной. В результате Белгородская область стала своеобразным «тупиком» для грузоперевозок. За шесть лет существования автомобили ООО «БТК» объехали многие уголки России: были в Иркутске и Усть-Куте, Кемерово и Красноярске, Мурманске и Крыму, Архангельске, Сургуте, Ростове и т. д.
Цена на перевозку грузов за последние годы выросла, но ещё в большей степени выросли цены на дизельное топливо и запасные части. Когда мы только начали заниматься грузоперевозками, мы получили международную лицензию и почти стали членами ассоциации международных грузоперевозчиков России АСМАП. Однако поработать с грузоперевозками в Европу не пришлось. Рынок таких грузоперевозок активно забрали под себя водители из прибалтики: Литва, Латвия, Эстония. Они сбили цены, и возить грузы в Европу стало не так выгодно.Александр Кравченко, генеральный директор ООО «Белгородская транспортная компания»
Сейчас ООО «БТК» также не возит груз в европейские страны, хотя и имеет международную лицензию. По словам Александра Владимировича, это элементарно невыгодно. «Чтобы возить грузы в Европу необходимо учесть много дополнительных моментов. Это и таможенные процедуры, получение загранпаспортов водителями, разрешения на каждый автомобиль и водителя, высокая стоимость топлива в Европе, знание логистами и водителями иностранных языков и многое другое. В итоге это будет бизнес примерно с такой же рентабельностью, как и в России. Но в России у нас налажена логистическая цепочка, есть много надёжных контрагентов, практически нет вопросов с дебиторской задолженностью», – пояснил Александр Кравченко.
В среднем, стоимость перевозки груза автомобилем грузоподъемностью 20 тонн сейчас составляет 32-34 рубля за 1 км. Парадоксально, но из-за того, что Белгородская область – это конечная остановка для России, привезти груз в регион стоит в два раза дешевле, чем вывезти из него.
Отвести груз из Белгорода в Екатеринбург стоит 95 тыс. руб., а обратно уже 50 тыс. руб. Рейс из Белгорода в Самару заказчику обойдется в 55 тыс. руб., а из Самары в Белгород в 28 тысяч рублей. У нас население области не очень большое, всего 1,5 миллиона человек. Во многом мы сами себя обеспечиваем и продуктами питания, и промышленными материалами. Поэтому везти сюда что-то не очень выгодно. Возвращаемся за бесценок.Александр Кравченко, генеральный директор ООО «Белгородская транспортная компания»
В рейс на одной фуре уезжает один водитель. В ООО «БТК» средний возраст водителей дальнобойщиков 40-45 лет, а водительский стаж – более 10 лет.
Автомобили ООО «БТК» могут перевозить до 20 тонн грузов в каждой поездке. В среднем загрузка машины составляет 17-18 тонн. В месяц каждый автомобиль делает 6-8 рейсов, с пробегом 15-17 тыс. км. Таким образом ежемесячно фуры ООО «БТК» перевозят свыше 3 тыс. тонн груза. А в год, соответственно, порядка 40 тыс. тонн.
Мы стараемся работать с крупными фирмами, так называемыми грузовладельцами. Возим металлоконструкции для «Белэнергомаша», продовольственные и непродовольственные товары для «Эфко», старооскольской фабрики «Славянка». «Мираторг», «Приосколье», «Яшкино» тоже наши постоянные клиенты. Возим и товары народного потребления, еду, неопасную химию. Также приходится работать и с экспедиторами, так как многие заводы не нанимают транспорт напрямую, а работают с определёнными экспедиторами, которые уже занимаются организацией транспортировки.Александр Кравченко, генеральный директор ООО «Белгородская транспортная компания»
«Чаще всего наши машины занимаются перемещением груза со склада на склад. А уже потом со складов в торговые точки компании развозят груз на средне- и малотоннажных автомобилях. Многие города закрыты для двадцатитонников, есть ограничения», – пояснил Александр Кравченко.
Александр Владимирович говорит, что за последние годы многие частники, которые имеют одну или две фуры, из бизнеса ушли.
Видно, что государство не очень заинтересовано в таких небольших компаниях, как наша. Повышение цен на ГСМ, введение системы ПЛАТОН – всё это не способствует развитию бизнеса. Кроме того, наблюдается тенденция увеличения транспортировки грузов железнодорожным транспортом. Возможно, в масштабах нашей большой страны, возить вагонами груз действительно выгоднее. А грузоперевозки с помощью большегрузных автомобилей всё больше становится прерогативой крупных транспортных компаний, с количеством машин от 1000 и больше.Александр Кравченко, генеральный директор ООО «Белгородская транспортная компания»
В апреле 2018 года Белгородская транспортная компания получила сертификат «АвтоТрансИнфо» с рейтингом в пять звёзд (в числе критериев были надёжность, отсутствие споров, стаж работы) и первым местом среди грузоперевозчиков города Белгорода. Также по версии «АвтоТрансИнфо» компания входит в сто лучших участников АТИ России среди грузоперевозчиков.