Posted 27 июня 2018, 13:40
Published 27 июня 2018, 13:40
Modified 20 августа, 04:21
Updated 20 августа, 04:21
По данным АО «Русагротранс» (входит в ГК «РТК»), экспорт зерна в сезоне 2017-2018 гг. (июль-апрель) превысил показатели предыдущего года на 64 %. Константин Засов связывает это обстоятельство с тремя факторами.
Во-первых, исторический рекорд по сбору зерна − 135,4 млн т. Во-вторых, правительство ввело льготный тариф на перевозку железнодорожным транспортом из Центрального региона, Поволжья, Урала и Сибири. В-третьих, с февраля 2018 года пшеница торгуется на внешнем рынке дороже 200 $ за тонну. Экспортные цены выросли впервые за три года.
Засов отдельно выделяет ещё одно важное обстоятельство – развитие инфраструктуры рынка. За последние 10 лет появились новые терминалы, заключены долгосрочные договоры, обновлён парк зерновозов.
Все эти изменения благоприятно влияют на рынок. Засов прогнозирует, что к концу зернового сезона экспортные перевозки достигнут 19 млн тонн, что больше прошлогоднего результата в 1,76 раза.
В этом сезоне многие посредники ушли с рынка перевозок. В результате производители в ряде регионов стали решать, куда и как отправить зерно, самостоятельно. Сложности случались, но благодаря работе Росжелдора, Минсельхоза, Минтранса и ОАО «РЖД» всё решилось благополучно, отмечает он.
Для наращивания производства и экспорта зерна у России есть все возможности: вода, земли, людские ресурсы. Спрос на товар будет увеличиваться. Этому поспособствует и рост населения планеты, и изменение структуры питания в Африке и Азии.
Засов прогнозирует, что в 2018 году урожай зерна составит около 120 млн тонн. Даже если результат будет меньше, у компании хватит технологических резервов, чтобы своевременно отреагировать на отклонения. Первостепенной задачей Засов считает «рост оборачиваемости вагонов». И здесь важно грамотное государственное регулирование. Так, положительное влияние может оказать электронный документооборот между РЖД, органами Россельхознадзора и ФТС. По мнению спикера, цифровизация логистики подтолкнёт рынок к значительному росту.
В холдинге Засова в настоящее время находится более 65 тыс. вагонов. С 2015 года изменились параметры маршрутизации зерновых перевозок. Теперь вместо 45 вагонов можно грузить 57. Однако есть проблема: элеваторы, как правило, не могут сформировать за сутки состав из 57 вагонов. Но в компании видят пути решения.
В этом сезоне не ожидается проблем с поставкой зерна в Египет, отметил Засов. Что касается Китая, то из-за отсутствия терминала на Дальнем Востоке пока рано говорить об увеличении поставок.
Спикер поведал и о развитии лесной отрасли. Компания «ТрансЛес» (входит в ГК «РТФ») за последние годы приобрела более 2,5 тыс. платформ, заключаются новые договоры с грузоотправителями.
Засов ожидает, что рынок лесоперевозок в перспективе вырастет. В 2018-м это возможно за счёт перевозок внутри страны. Вклад в экономику лесного хозяйства пока небольшой, но правительство разрабатывает стимулирующие меры.
Основная проблема на рынке лесных перевозок – нехватка подвижного состава. Однако Засов рассказал о «буме» производства лесовозных платформ. При этом 30 % всего парка приобретается благодаря «ТрансЛесу». До 2019 года компания закупит 200 новых вагонов-платформ с повышенной грузоподъёмностью и увеличенным погрузочным объёмом.
Константин Засов три года возглавлял президиум Союза операторов железнодорожного транспорта. Спикер отмечает, что большая заслуга объединения − поддержка рынка после кризиса 2015-2016 гг. На площадке Союза проходит партнёрский диалог с ОАО «РЖД», госорганами по проблемам развития ж/д транспорта.
Участники объединения обсуждают законопроекты и подзаконные акты, на их фоне находят сбалансированные решения. Члены Союза участвуют в Совете по железнодорожному транспорту в составе делегации из России, в работе других международных площадок, передаёт слова Константина Засова «Интерфакс».