Вторая симфония ми-минор в четырёх частях (одна из лучших русских симфоний начала XX века) – наиболее весомый вклад белгородского оркестра в юбилейный год чествования памяти славы и гордости русской музыки – Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943). В самом начале 1909 года в связи с выступлениями Рахманинова в Москве критик Ю. Энгель писал: «Последние годы Рахманинов живёт за границей, изредка наезжая в Россию только для концертов. Там, в тиши уединения, вероятно, лучше пишется. И это может только радовать всех, кто ценит рахманиновский талант, один из самых сильных в современной русской музыке, много давший и ещё больше обещающий. Художественная личность молодого композитора, которая уже теперь пользуется крупным авторитетом, характеризуется серьёзной сосредоточенностью и сочетанием мощного напора с самодисциплиной. В Дрездене, где Рахманинов с семьёй прожил три сезона, выезжая каждый год на летние месяцы в имение жены Ивановку Тамбовской губернии, среди прочих крупных сочинений была закончена начатая в России вторая симфония – провидческая поэма о России. В письме Рахманинова его другу М. Слонову читаем: «Я работаю очень много и чувствую себя очень хорошо»».
По словам одного из самых серьёзных исследователей творчества Рахманинова В. Брянцевой, «ни одна из русских симфоний не имеет больших прав именоваться русской песенно-лирической симфонией, чем 2-я Рахманинова». В симфонии господствует стихия русского песенного интонирования наряду со стремительным движением и ритмическим напором. Музыкальная ткань насыщена подголосками, «поёт» – симфония посвящена одному из учителей Рахманинова, выдающемуся композитору-полифонисту С. Танееву. В ней особый, приближающийся к вокально-хоровому изложению, тип оркестровки с исключительной ролью струнных.
Белгородским исполнителям удалось воссоздать понорамные, как бы с высоты большого полёта, но целостные и законченные до деталей национальные образы-картины – от незабываемых рахманиновских музыкальных пейзажей с их удивительной русской красотой темами-«далями» (лирическая кульминация третьей части) до метельных вихрей и маршевых натисков второй и четвёртой частей, которые, однако, не оставляют ощущения (в отличие от 3-й симфонии Рахманинова) победоносно-торжествующего зла. Умеренно-плотное, но мягкое звучание оркестра было должным образом пластично и заслуживает самых высоких похвал как в целом, так и в звучании отдельных групп, в том числе духовых. Нельзя не отметить запомнившиеся соло – скрипки (Ирина Бывальцева), кларнета (Юрий Макаренко), английского рожка (Алексей Гапошин).
Первое исполнение второй симфонии Рахманинова в Белгороде имело место почти столетие спустя после дореволюционных премьер в обеих русских столицах – в Петербурге в конце января
Специально для ИА «Бел.Ру» Нина Синянская