Белгородский ответ «Матильде»
25 апреля 2018, 15:19
Культура
Виктор Овчинников
Три камерных показа музыкальной драмы «Последний рыцарь России» завершили этап представления белгородцам нового произведения авторов оперы «Белгородский полк» историка Виктора Овчинникова и членов Союза композиторов России Елены Латыш-Бирюковой и Николая Бирюкова.

В произведении рассказывается удивительная история добрых и тёплых человеческих отношений императора Николая II и его семьи с известным поэтом Серебряного века, князем Фёдором Николаевичем Касаткиным-Ростовским. Также повествуется о жизненной судьбе автора пьесы «Забытый флигель», которую последним видел русский император в Ливадии в 1913 году, текста к романсу «Осенний сон», победного гимна 1912 года «Раздайтесь, напевы победы!», гимна добровольческой армии «Трёхцветный флаг».

На сцене разворачиваются картины празднования 300-летия дома Романовых, сражений в военных окопах, прихода Гитлера к власти в 1933 году и вхождения фашистов в Париж 1940 году.

Герои драмы проходят каждый свой крестный путь, однако лейтмотивом служат строки из стихотворения Ф. Н. Касаткина–Ростовского:

…Не забывайте о России!

Умчится время непогод.

Судьба вас к ней опять, родные,

Из чуждой дали приведёт.

Тогда, рассеянных по свету,

Пришедших к Родине детей,

Страна потребует к ответу:

Что вы в душе несёте к ней?

Храните ль веру вы в святыни,

В заветы дедов и отцов,

Не позабыли ль на чужбине

Вы Славы Русской вечный зов?

И вы должны, неся ей знанья,

И речи ей храня в пути,

Из дней далёкого изгнанья

К России – русскими прийти.

Одна из героинь драмы – княжна Ольга Николаевна Романова, дочь императора Николая II. Её первый бал в Ливадии, её попытки исполнить «Осенний сон», её жертвенность на фронте Отечественной войны. Но, может быть, самое главное – духовная культура, следование русской православной традиции.

Драма России, драма сословий, драма людей − и всё это на фоне прекрасных музыкальных произведений известных русских композиторов. Произведение Николая Бирюкова «Третье поле России» покорило сердца многих граждан страны.

Первое камерное представление музыкальной драмы состоялось в декабре 2017 года в духовно-просветительском центре в стенах Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Губкина − на родине Виктора Овчинникова. Второе – 10 апреля 2018 года, в день памяти В. Раевского, в стенах усадьбы-музея знаменитых Раевских: Федосея Раевского – ветерана многих победных войн, Владимира Раевского – поэта, участника Бородино, первого декабриста и Николая Раевского – выдающегося земского деятеля и мэра Баку.

И вот – третье полномасштабное камерное представление: 23 апреля 2018 года в стенах Белгородского государственного историко-краеведческого музея в присутствии театрального сообщества, студентов, будущих руководителей театров и режиссёров, журналистов, деятелей культуры, организаторов работы с молодёжью в вузах, казаков.

Мероприятие проведено при поддержке Белгородского регионального отделения МОО «Всемирный русский народный собор». И потому среди участников много активистов отделения. Представление было посвящёно 100-летию трагической даты – расстрела царской семьи.

Открывая представление, Виктор Овчинников прочитал строки «Молитвы» Ф. Н. Касаткина-Ростовского, которые в полной мере раскрыли подлинную душу императора Николая II – не только царя, но прежде главы Русской православной церкви, помазанника божьего.

Благослови, Господь, мой путь,

Открой души моей глубины,

Согрей измученную грудь

Того, кто рвётся на вершины.

Благослови, Господь, разлуку,

Не угаси мой свет во тьме,

Подай Свою благую руку

Душе, томящейся в тюрьме.

И разъясни, в чём путь к спасенью

В тревоге жизни и борьбе,

Иль призови скорей к себе,

Великой силою прощенья,

К тому, кто радость вдохновенья

Влагал в великое стремленье,

В любви – приблизиться … к Тебе.

Музыкальные партии императора Николая II, князя Ф. Н. Касаткина-Ростовского, штабс-капитана Николая Раевского исполнил лауреат международных конкурсов, член Союза композиторов России Николай Бирюков. Партии княжны Ольги Николаевны Романовой исполнили лауреат всероссийских конкурсов Злата Бирюкова и лауреат региональных и областных конкурсов Лилия Бородина.

Концертмейстером выступила член Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова. В вечере приняла участие Анастасия Сахарова, студентка БГИИК, которая с помощью флейты передала атмосферу трагической судьбы России начала ХХ века.

Работать над произведением «Последний рыцарь России» сопредседатель БРО МОО «Всемирный русский народный собор» В. В. Овчинников начал четыре года назад. И, видимо, промысел Божий и состоял в том, чтобы на православной земле Святого Белогорья родилось с участием прекрасных композиторов удивительное произведение, которое соборяне называют «Белгородский ответ Матильде».

В финальной части все участники постановки музыкальной драмы исполняют удивительное пророческое произведение князя Ф. Н. Касаткина-Ростовского. И хотя это тот миг, когда закрылась глава «последнего рыцаря России» в Сен-При в 1940 г., но на самом деле – это тот миг, с которого и началось медленное возвращение «Трёхцветного флага» в Россию.

Трёхцветный флаг, добровольческая песня (музыка М. Якобсона)

Слова Ф. Н. Касаткина-Ростовского

Подобно витязям, варягам,

Чтоб воедино Русь собрать,

Идёт на бой с трёхцветным флагом

Без страха смерти наша рать.

Ей не страшны в пути лишенья.

Смешон кровавых страхов бред,

Она несёт нам возрожденье

В сиянье радостных побед.

Начавшись каплей незаметной,

Она сплотилась в грозный вал,

Над нею флаг, родной, трёхцветный,

В лучах рассветных засиял.

К нему все те, кто сын России,

К нему все те, кто правды ждёт,

Туда, где главы золотые,

К Москве… он смелых приведёт!

Написано в освобождённом Харькове 12 июня 1919 года.