Posted 11 ноября 2020,, 10:43
Published 11 ноября 2020,, 10:43
Modified 29 июля 2022,, 12:48
Updated 29 июля 2022,, 12:48
Казалось бы, маркетологу нужно всего один раз настроить сценарии, создать письма – и брошенные просмотры и корзины будут конвертироваться в продажи. Но со временем работающая рассылка может снизить свою эффективность из-за выгорания базы и изменений в поведении получателей. Как прокачать свои триггеры с помощью мультиканальности и получать максимальные результаты, рассказываем в этом материале.
Вот так выглядит карта базовых триггерных email-рассылок для большинства компаний ecommerce:
Они предлагают получателю готовые решения, экономят его время и упрощают выбор. Кратко опишем суть каждого триггера:
1. Подтверждение подписки – нужно для фильтрации базы контактов и чтобы обезопасить себя от попадания в спам. В этой рассылке можно добавить интересную и полезную информацию: ссылки на сайт, социальные сети, персональную скидку – которую вы обещаете за подписку.
2. Приветственная серия – обычно это 1-3 сообщения, в которых вам нужно постараться максимально заинтересовать подписчика и упростить ваше взаимодействие. На этапе знакомства с компанией уровень лояльности пользователя высокий, это нужно использовать для конвертации его в постоянного клиента.
3. Поздравление с днём рождения – как и любой праздник, это повод напомнить пользователю о компании.
4. Брошенный просмотр – есть много причин, по которым человек покидает сайт без покупок: он сравнивал цены с предложениями других магазинов, изучал описание позиций, интересовался дорогим товаром, решение о покупке которого может занять время. Рассылка должна содержать ранее просмотренные конкретным пользователем позиции. Это сократит цепочку действий поиска по сайту.
Некоторые сервисы автоматизации маркетинга, например eSputnik, позволяют выводить в письма не только товары, которые просмотрели ранее, а и персональные товарные рекомендации. Они формируются на основе данных о просмотренных категориях и товаров, их стоимости, среднего чека предыдущих покупок. Система умеет фиксировать и анализировать поведение человека, а после использовать информацию для формирования персональных предложений. Кстати, их можно добавлять в большинство триггерных писем.
Для каждого типа сообщений нужно продумать свой сценарий рассылки, определить очередность и каналы коммуникации.
– предложение о подписке в поп-апе:
– когда email введён, появляется новое окно, в котором просят подтвердить подписку и получить скидку:
– на почту приходят два письма: 1 – с данными о регистрации, 2 – скидка + небольшой стоп-лист вещей, информация о доставке и обмене товаров, контакты для связи и Instagram.
– на следующий день приходит email с информацией об акционном предложении, подарках ко дню рождения. Дополнительно используется механика привлечения в Instagram через конкурс.
Здесь задана простая линейная цепочка – сообщение приходит в ответ на действие получателя. Дополнительно можно задать условие для отправки следующего письма – открытие предыдущего. Если человек не прочитает email, следующее ему уже не придёт или придёт в другом канале.
Эту связку можно использовать для брошенных просмотров: через почту напоминаем пользователю о просмотренных товарах. Если сообщение не открыто, через день отправляем пуш.
Доставляемость web и mobile push – 50-90%. По нашим данным, пуши увеличивают средний чек на 16%. А можно ещё усилить рассылку и добавить в уведомление персональные рекомендации. ESputnik, например, умеет выводить рекомендованный товар даже в таком маленьком сообщении.
Email + push чаще всего используются для брошенных корзин – рассылка уходит через час-два после того, как клиент покинул сайт. Сначала можно отправить имейл, а тем, кто не откроет, дослать пуш.
Статистика говорит, что из email за покупками возвращаются порядка 10% клиентов. Этот показатель можно увеличить до 13% и более, если дублировать сообщение в push.
В сложной рассылке дарить скидки лучше, когда пользователь отреагировал на сообщение. Так вы простимулируете завершение заказа заинтересованных, но сомневающихся получателей.
Часто используется для поздравительных рассылок. Можно сделать регулярный сценарий для отправки письма динамическому сегменту тех, у кого день рождения сегодня. Оно будет уходить каждый день новым именинникам. А можно усложнить: за “Х дней до...” подарить клиенту скидку в честь предстоящего праздника. Если пользователь не открыл имейл, а вы очень сильно хотите его поздравить, отправляйте СМС.
Для триггеров о состоянии заказа можно использовать все эти каналы.
– принят – отправляем информацию о доставке заказа через почту, дублируем в мессенджер или пуш;
– доставлен – особенно актуально, если вы делаете отправку наложенным платежом: клиента нужно уведомить о прибытии в тех каналах, где он точно увидит сообщение, например мессенджер + СМС;
– отменен – достаточно прислать сообщение на почту.
Через 2-3 дня после получения заказа можно дослать имейл с подборкой сопутствующих товаров, ещё через 2 дня – рассказать про купон за отзыв.
Для рассылки большого количества информации однозначно выбирайте почту. В СМС, пуш и мессенджерах ограничены объемы текста и количество картинок.
Для реактивационных сообщений можно задать следующий сценарий:
– email со скидкой 5%; если получатель не прочёл, на следующий день отправляем сообщение в мессенджер, еще через день – push;
– через 2 недели тем, кто прочёл сообщение и не сделал заказ, присылаем email со скидкой 10%, если не прочёл – мессенджер + push аналогично;
Это сложный сценарий, работать с которым помогает продвинутая сегментация. Если обычная сегментация строится на данных при регистрации и поведении в рассылке (открыл/не открыл/перешёл по ссылке), то продвинутая позволяет выделить группы, основываясь на онлайн-поведении пользователя (посмотрел товар, положил в корзину, применил фильтр и т. д.), и комбинировать их.
Вот так, например, можно составить сегмент с учётом активности и интересов подписчиков:
Рассмотрим кейс с триггером «брошенная корзина» от ювелирной компании. Рассылка запускается через 20 минут после того, как посетитель покидает сайт. Сценарий имеет следующий вид:
Результаты: push увидели 76% получателей, перешли по нему – 11%, email открыли 43%, перешли – 12%.
Email и push лучше всего использовать вместе – это даёт возможность охватить ещё больше аудитории. Но если вы опасаетесь перегрузить клиента, можно поступить, как в примере выше: сначала отправить push, после – email (или наоборот). Эта связка эффективно работает вне зависимости от очерёдности.
Чтобы триггеры продолжали эффективно работать, их нужно совершенствовать не только с помощью мультиканальности. Не забывайте заглядывать в статистику рассылок и проверять, какие результаты приносят автоматические письма. Как только видите, что показатели падают, начинайте анализировать причины и улучшать их. Например, можно проводить А/В-тестирование разных элементов или вариантов сообщения, условий отправки, каналов и их очередности. Это поможет создать наиболее эффективную для конверсии рассылку.
Сложные сценарии с использованием мультиканальности создают настоящую воронку продаж. Во-первых, они позволяют мягко подтолкнуть пользователя к покупке, во-вторых – сразу отреагировать на изменения в его поведении. Чем больше каналов вы попробуете, тем больше возможностей определить самые удобные для коммуникации с каждым клиентом. Это способствует выстраиванию длительного диалога с пользователем, в процессе которого он совершит не одну покупку.
Важно формировать омниканальную кампанию, где сообщения будут дополнять друг друга, а не только приходить параллельно. Лучший помощник в этом – сервисы автоматизации маркетинга с продвинутым и понятным функционалом. Используйте их для решения сложных задач и получайте ощутимые результаты в виде высоких конверсий!
Шудрик Валерия, контент-маркетолог в eSputnik.
Темы специализации: крауд-маркетинг, мессенджер-маркетинг.
Рассказываю, как с помощью digital-инструментов находить, удерживать клиентов и продвигать свой продукт.