Новый год vs Рождество: а надо ли выбирать?

Новый год vs Рождество: а надо ли выбирать?

29 декабря 2019, 10:34ОбществоСветлана Баранова Photo: Арсений Клюйко
На завершающей год митрополичьей гостиной пытались разобраться, какой праздник возник раньше и в чём отличие Деда Мороза от Санты.

В действительности гостиная не замыкалась в рамках одной темы, она звучала в этот раз как «Рождество Христово — миру Новолетие». К её осмыслению были призваны не только артисты и постоянные посетители, но и почётные гости, какими в этот раз стали Ольга Николаевна Куликовская-Романова и театральный режиссёр Борис Афанасьевич Морозов. Художественные произведения местных авторов компенсировали отсутствие снега на улице зимним настроением своих работ. Книжная выставка была посвящена изданиям об истории Рождества и Нового года, который, как известно, в допетровские времена начинался по византийскому летоисчислению 1 сентября. Эта дата и сейчас остаётся Новолетием в церковном календаре.

Митрополит Иоанн подчеркнул, что нынешний праздник Нового года в нашей стране возник как подмена Рождества, но подмены не получилось. Теперь у нас нарушена историческая последовательность, и непостижимым образом мы её восстанавливаем — только у нас есть не только Новый, но и старый Новый год.

В годы безбожных пятилеток заменили содержание праздника Рождества. Назначили Новый год с одной целью – чтобы ни слова о Христе. А душа-христианка хочет погреться у ясель младенца Христа. Этот праздник позволяет нам погрузиться в детство по призыву Христа «быть как дети» — а какие они? Дети быстро прощают, быстро забывают обиды, не ищут средств в примирении, всё просто! Но взрослый человек уже утрачивает эту способность, ему так сложно произнести одно слово: «Прости».Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский

О разнице европейской и российской христианских традиций празднования Рождества и Нового года говорил на гостиной священник Николай Германский. Что послужило причиной трансформации в Европе Рождества в Х-mas, а Святого Николая в Санту — героя рекламных роликов и скабрёзных комедий? Почему Том Хэнкс, Кристиан Бейл, Кэри-Хироюки Тагава, Эмир Кустурица, Эдит Пиаф и Юджин Роуз, ныне известный миру как богослов и учёный иеромонах Серафим Роуз, выбрали православие?

Новый год и Рождество — это Время и Вечность. Разрушение Вечности приводит нас к такой трансформации. Христос стучится в сердце каждого человека как на Востоке, так и на Западе. У Эдит Пиаф есть песня, глубоко поразившая меня своей глубиной, послушайте её, она называется «Молитва апостолу Петру».Николай Германский, протоиерей

Слова благодарности за приглашение на гостиную высказал главный режиссёр Центрального академического театра Российской Армии Борис Морозов. Как известно, его сотрудничество с Белгородской драмой длится уже 20 лет, на счету режиссёра восемь постановок в белгородском театре, а местные актёры наравне со столичными считают его своим режиссёром. Он тоже говорил о значении традиции, об ориентире на человека как незыблемых основах традиционного психологического театра и печальных проявлениях разрушения этих основ в наше время.

Мы не должны забывать, что театр — это встреча двух людей — зрителя и актёра. Как говорил один из моих учителей, основатель эксцентрического театра Григорий Козинцев: «Чтобы заниматься эксцентрикой, надо знать, где центр». Смотрю на труды иных своих коллег и думаю, где же здесь центр?Борис Морозов, главный режиссёр Центрального академического театра Российской Армии

Завершая встречу, митрополит Иоанн поблагодарил всех участников гостиной. Необычными амплуа и яркими творческими номерами музыканты Белгородской филармонии — Дмитрий Филатов, Ирина Соколова, Нина Стрижова, Руслан Гайнуллин и молодые актёры театра Российской Армии Дмитрий Оболонков и Анастасия Савостьянова создали настроение настоящего праздника Новолетия.

Надоело обсуждать то, что мы имеем. Я бы призвал вас думать о будущем. Каким мы представим будущее, с каким представлением о нём будем жить, на том и будет основано наше будущее. Чаще думайте о будущем. Человеческий мозг притягивает к себе колоссальную энергию. Человек настолько очерствел, что Бог пришёл к нам младенцем. Дай Бог чтобы наступающее Рождество всех нас обновило. Важно вернуться к тому, что Бог дал нам при нашем рождении. Где центр? А центр – Христос.Иоанн, митрополит Белгородский и Старооскольский

Следующая гостиная состоится 31 января, её тема — «Смех и слёзы Антоши Чехонте».

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter