Posted 28 ноября 2017,, 13:28

Published 28 ноября 2017,, 13:28

Modified 14 декабря 2023,, 16:01

Updated 14 декабря 2023,, 16:01

День приоткрытых дверей: чем живёт единственная женская колония Белгородской области

28 ноября 2017, 13:28
Журналист ИА «Бел.Ру» отпраздновал День матери с теми, для кого это грустный праздник.

Зима в Валуйский район пришла раньше: припорошены снегом поля, снежными шапками покрыты многочисленные сосны на берегах реки Валуй. В снегу – и памятник генералу Ватутину, находящийся на территории исправительной колонии №9 УФСИН России по Белгородской области.

Колония эта – с богатой историей. До революции на её месте был мужской монастырь. К 300-летию дома Романовых у монастыря за семь лет построили Свято-Николаевский собор. При монастыре же находился и сиротский приют, которому суждено было стать базой колонии для несовершеннолетних уже в советское время – в 1935 году.


Поначалу она была открытой, но после новогоднего бунта в 1938 году стала изолированной. Свято-Николаевский собор разграбили ещё в 1926-м, многие годы он прослужил подсобным помещением. Пока в 2011 году, как и колония, не получил новую жизнь.

Уже шесть лет наказание в исправительном учреждении отбывают женщины. Более 300 человек из 30 регионов России, ближнего зарубежья и люди без гражданства – большей частью, цыгане. Из Белгородской области – лишь три десятка. У всех срок не первый. Как рассказал начальник колонии Александр Пышьев, около сотни всех осуждённых – ВИЧ-инфицированы.

Специфика в том, что женщины заботятся сами о себе. Как правило, они брошены и никому не нужны. Посылок им приходит минимум, на свидания приезжают человек 20 – за год их было около 70. Поэтому что заработал – то и твоё. Александр Пышьев


Зато женщины пишут много писем – до шести тысяч в год. «Почта нам завидует». Плюс каждой положено по четыре телефонных звонка в месяц. Связи налаживают, в основном, с детьми. Просыпается чувство вины, начинается поиск детей, многие из которых находятся на попечении государства.

В колонии же главная радость одна – ларёк. Купить в нём можно всё, что не запрещено законом, но предпочитают осуждённые сладости, сигареты и кофе. «Женщины в колониях пьют кофе больше, чем мужчины», – подметил Александр Пышьев.

Из развлечений – хорошая библиотека с не одной сотней книг от поэзии до детективов. В 2014 году лично митрополит Иоанн освятил молельную комнату. В ней для всех желающих распечатан текст молитвы покровительнице заключённых Анастасии Узорешительнице.


Как рассказал настоятель Свято-Николаевского собора отец Андрей, два раза в месяц в колонии проводится воскресная школа. Есть женщины, которые вступают на путь исправления и которых он пригласит остаться при монастыре.

Контингент разный. Есть люди, понимающие, что они совершили, и они задают вопросы. Некоторые пытаются измениться. Кого-то позову пожить в монастыре – человек пять точно. Многие попадают второй раз – спрашиваем, почему не получилось начать новую жизнь, предлагаем помощь. Но есть и те, кто пытается обвести вокруг пальца. Всё от человека зависит. Отец Андрей

Когда открыли молельную комнату и пришёл батюшка, все оторопели – боялись переступить порог. Но потом этот барьер преодолели – сейчас воскресную школу посещает 30-40 человек.

Рассказал священнослужитель и историю, как одну исправившуюся женщину из колонии отправили в монастырь. Но на пути встретилось маковое поле, нахлынули воспоминания, и она сбежала.

Работают в колонии все. Большинство занято нашвейном производстве. Шьют разносезонную спецодежду для компании «Сириус», как и в мужской колонии №5 в Белгороде, выпускают одноразовую спецодежду.

В рабочих помещениях три года назад сделали ремонт. Закупили новое оборудование – для шитья сложных и дорогих вещей нужны и особенные швейные машины. От заказчиков колония старается не зависеть, выбирая более выгодные сделки. Начальник колонии Александр Пышьев рассказал, что работают на швейном производстве в две смены 200 человек. На 2018 год есть планы по расширению ещё на 80 мест. То есть, в две смены там смогут работать ещё 160 осуждённых.


Посетовал Александр Пышьев на то, что заказы приходится искать за пределами региона.

Учреждениям необходимо самообеспечение. Хотелось бы всё, что мы производим, реализовывать в области, получать заказы, чтобы предприниматели и коммерческие структуры на нас обратили внимание. Александр Пышьев

Объём швейного производства за последние годы увеличился вдвое. При выполнении нормы работники получают зарплату в районе МРОТ, при перевыполнении – дополнительные премии.


Отбывающие не первый срок уже шить умеют. Неумеющих обучают в профессиональном училище. Те, кому «в миру» было не до учёбы, могут получить и среднее образование, для этого в учреждении функционирует учебно-консультационный пункт. Обучаются в училище четыре, шесть или десять месяцев в зависимости от направления.

«Жилищные условия» в хорошем смысле удивили. Капитальный ремонт в жилых корпусах, банно-прачечный комплекс. В одной из комнат обитают кот и два милых кролика породы шиншилла. Цветы на стенах, чистые постели. Когда тебе рассказывают, что осуждённым женщинам положено три квадратных метра жилплощади – понимаешь, что ты всё-таки на зоне. В одном помещении располагаются до 20 спальных мест. Столовая аккуратная, трёхразовое питание различается по диетам в зависимости от показаний по здоровью.


Колония №9 – маленькое государство. Своя котельная, подстанция, скважина. В медицинской части работают терапевт, психиатр, инфекционист, акушер-гинеколог, рентгенолог и даже зубной врач. Работают они также и на колонию №6.

«Лучше, чем во многих районных больницах», – замечает начальник колонии. И с ним трудно не согласиться. Но всегда хочется большего.

Хотелось бы финансирования капитального ремонта объектов. Любое учреждение уголовно-исполнительной системы немолодое. А законодательство, как правило, ежегодно меняется и обновляется. И мы просто не можем идти в ногу со временем.

Концерт ко Дню матери в колонии приурочили к приезду журналистов, чтобы продемонстрировать культурный досуг. Вокальные и танцевальные данные выступающих поразили – особенно шпагаты в исполнении женщин за 40.


Исполнили несколько песен о маме и зажигательных танцев в ярких костюмах. Вела вечер Наталья – красивая девушка, которой за распространение наркотиков «сидеть» ещё пять с половиной лет. От её проникновенных слов многие в зале заплакали.

Наталья работает, как и все. В молельную комнату ходила только один раз – предпочитает книги. Последняя прочитанная – «Хотынская повесть» Алеся Адамовича.

Я здесь уже два с половиной года. Стремлюсь к тому, чтобы выйти по УДО. Обычный день здесь – подъём, зарядка и на работу. Жить здесь можно, но лучше жить там. Основная причина – разлука с родственниками. Меня ждёт мама. Когда выйду на волю, хочу создать семью. Срок у меня большой: есть, о чём подумать, есть время, чтобы переосмыслить всё это. Я думаю, что всё будет хорошо – должна оправдать надежды мамы и тех, кто меня ждёт. Наталья

"