Posted 27 октября 2007, 09:00

Published 27 октября 2007, 09:00

Modified 20 августа, 00:08

Updated 20 августа, 00:08

Осень, сосны и грибы…

27 октября 2007, 09:00
Сюжет
Отдых
Наверное, нет такого человека, который не ждал бы с нетерпением отпускной поры. Каждый планирует отдых по-своему: кто-то стремится на жаркие берега южных морей, кого-то манят горнолыжные курорты, некоторые готовятся к охоте или чинят рыболовные снасти, а иным нет большей радости, чем поваляться пару недель на диване перед телевизором с банкой пива в руках. А ещё есть особая порода людей, которые называются грибниками. Этот рассказ – о «грибном» отпуске на Белгородчине.

Обширный сосновый бор, расположенный к югу от Ровеньков, тянется на полтора десятка километров вдоль российско-украинской границы. На казённо-административном уровне называется он «урочище «Буденовские сосны» и, что весьма интересно, даже на карте области в качестве леса не обозначен. Но каждому местному жителю с малолетства известно, что эта сплошная зелёно-синяя стена, скрывающая за собой немало интересного и даже таинственного, носит незатейливое, но звучное имя – Сосна!

Сегодня уже трудно представить, что ещё несколько десятков лет назад здесь, в сердце чернозёмного края, была небольшая, но настоящая пустыня, рождённая речными песчаными наносами. Стоящие ровными рядами пожилые сосны, дающие основу лесному массиву, ещё помнят, наверное, прикосновения человеческих рук, молодыми деревцами закреплявших их в зыбком грунте. Сейчас лес возмужал, приобрёл естественный вид. Появились здесь свои буреломы, заросли молодого сосняка, опушки и поляны, заросли кустарника, цветы и травы.

В Сосне царит особый, ни с чем не сравнимый покой. Плотный ковёр слежавшихся иголок, ступать по которому – одна радость, и сплошной зелёный потолок крон высоко над головой гасят все звуки. Неповторимый хвойный дух заставляет дышать глубоко и жадно. Мягкой тишиной, всеми цветами и запахами Сосна поселяет в душе умиротворение, просит забыть о вечных заботах и суетных делах, которые остались за кромкой леса. Время замедляет свой суматошный бег, и лес поглощает вас. И тогда взгляду открываются грибы…

Для истинных ценителей сбор грибов – это настоящее удовольствие, которое не только разнообразит обеденный стол, но и даёт возможность прекрасно отдохнуть душой и телом. Помимо этого, охота за грибами по-настоящему увлекательна тем, что нужно не поспешить, но и не опоздать с ней, знать, где и какие грибы можно встретить. Многие не едят грибы и не собирают их из боязни отравления. Для того, чтобы его не случилось, любому грибному охотнику необходимо твёрдо соблюдать лишь одно правило: никогда не брать незнакомые грибы! Да и выезжать за ними желательно в благополучные в экологическом отношении места, подальше от крупных городов, предприятий и оживлённых автострад. И тогда всё будет нормально.

Лисички. Преобладают в Сосне в разгар грибного сезона и на его закате, стойко держатся до самых заморозков. Поджарые и аккуратные, не боятся трудностей и лишений, охотно селятся на хвойной подстилке вокруг старых сосен, но не чураются и травы. Лисички, в зависимости от условий обитания, возраста и погоды бывают самых разных размеров (от монеты до ладони), окраса (от тёмно-жёлтого до бурого и вишнёвого) и конфигураций шляпок. По-военному любят строй, который, как правило, имеет форму полумесяца. Его размеры и изогнутость различны, располагаться в нём могут от пяти до полусотни лисичек. Единственное, что остаётся неизменным, – «лисичья» дуга всегда незамкнута. Добывать лисички – занятие кропотливое, но приятное. И можно смело сказать, что если погода дала лисичкам «добро», то выбрать их полностью не сможет до наступления зимы уже никто.

А в это время на многочисленных полянах, заросших мхом и окружённых молодыми соснами, уверенно поднимают голову сыроежки – тёмно-серые, коричневые и ярко-жёлтые. Последние весьма успешно опровергают усвоенный на уроках биологии постулат: «в природе всё, что ярко окрашено, – ядовито!» Крупные и сильные числом, с мощными ножками и мясистыми шляпками, сыроежки не любят демонстрировать себя во всей своей красе. Когда Сосну основательно прополощут октябрьские дожди, сыроежки резко просыпаются. Они начинают с такой скоростью и бесцеремонностью лезть на поверхность, что высоко приподнимают над собой целые пласты моха и изрядное количество песка.

Большая удача – набрести в подходящее время на полянку, которая сплошь усеяна песчаными и моховыми холмиками. Под каждым и них – гриб, а то и несколько. Если же поляны тянутся вереницей, перетекая одна в другую, то уже через полчаса вы будете проклинать себя за непредусмотрительность, которая помешала захватить их дома пару лишних пакетов. Единственный недостаток сыроежек – они все в песке, который потом нужно тщательно счищать и смывать. Но что в этом мире без недостатков!

И, раз уже начался разговор о ёмкостях, с которыми выходят на грибную охоту: опыт подсказывает, что лучше всего использовать пластмассовое ведро либо какую-нибудь другую лёгкую, но прочную тару. Экзотические покупные корзины-плетёнки в расчёт можно даже не брать, потому что они годятся лишь в качестве сувениров. Что касается сумок или пакетов, то в них собранные грибы могут очень сильно помяться, особенно если вам предстоит пройти с ними приличное расстояние.

Вешенки. Не думал писать о них, а тем более встретить на крепком сосновом стволе целую гроздь этих заполонивших наравне с шампиньонами прилавки красавцев. Лично мне их довелось за полтора десятка лет встретить в Сосне впервые. Тут уж без комментариев. Хорошие грибы, дай Бог, чтобы не последние!

Рыжики. Необычные, непохожие ни на какие другие грибы, жёлто-оранжевые, воронкообразные, с оригинальными повадками. Партизаны и пограничники в одном лице. Появляются обычно целыми выводками строго на рубеже леса либо на кромках опушек, ни на метр вглубь или наружу. При этом так умудряются закопаться в травяном переплёте, что даже взрослый рыжик разглядеть не так то просто. Единственное и основное, что выдаёт эти грибы – это внушительные размеры, некоторые рыжики с трудом можно накрыть двумя ладонями. Правда, количество в данном случае не сопровождается качеством. Червивеют оранжевые красавцы не по дням, а по часам, с самого момента своего рождения. Поэтому достигший среднего возраста и размера рыжик можно и не срезать – бесполезно.

Маслята. По справедливости, о маслятах стоило бы рассказать в первую очередь. Именно они по праву являются визитной карточкой грибной Сосны. Маслята практически безраздельно царствуют в лесу во второй половине лета, если погода позволяет. Для того, чтобы они в неисчислимых количествах заполонили Сосну, достаточно одной–двух дождливых недель. Но октябрь – уже не их время. Лишь кое-где они ещё робко пробиваются в одиночку, как напоминание об ушедших жарких днях.

Шампиньоны. Шампиньоны – они и в Африке шампиньоны. Правда в нашей местности они появляются на свет после бурных летних ливней, на лугах и пустырях. А в октябрьском лесу сначала шарахаешься от высокого, стройного, ослепительно белого гриба (ему негде «загорать», в отличие от луговых сородичей) на тонкой ножке с юбочкой. То ли поганка-переросток, то ли мухомор-мутант. Однако фиолетово-коричневый подбой шляпки, а главное, её тонкий, специфический аромат убеждают – это действительно шампиньон. И не его вина, что худобой и бледностью он отличается от живущих под солнечным небом собратьев так же, как вскормлённый «роллтоном» программист от здоровенного деревенского кузнеца.

Как это ни странно, мухоморы. Если священную тишину этого леса когда-либо случайно осквернит склизкое слово «гламур», то, без всякого сомнения, оно будет отнесено именно к этим хрестоматийным подонкам грибного сообщества. Упиваясь своим железным негодяйским амплуа, мухоморы насмешливо встречают вас у входа в лес, ухмыляются на просеках, нагло толкутся в кустах и на полянках. Красные, оранжевые, коричневые, серые и грязно-белые – все они бахвалятся перед себе подобными и откровенно плюют на всех остальных. Даже в сухую, явно не грибную погоду мухоморы процветают. Над ними постоянно вьются какие-то мошки, которые то ли никогда не слыхали названия этих грибов, то ли сознательно пытаются покончить жизнь самоубийством. Кроме глупой мошкары с суицидальными наклонностями, никто симпатий к мухоморам не проявляет. Однако пусть живут, если им так нравится. Говорят, правда, что они – лакомое блюдо для лосей, шаманов и скандинавских викингов. Но поскольку вышеназванных мухоморных едоков в округе острый дефицит, то предложение явно превышает спрос.

Ну вот, кажется, и всё! Отпуск закончился, но прошёл он не зря. И долгими зимними ночами кому-то пусть снится Куршавель, кому-то – Дубаи. А я буду вспоминать своды и колоннады лесного храма, запах сосновой смолы и бесконечные грибные поляны. До следующей осени, Сосна!

Ярослав Макаров

Подпишитесь