Posted 27 июня 2019,, 13:52

Published 27 июня 2019,, 13:52

Modified 17 сентября 2022,, 16:10

Updated 17 сентября 2022,, 16:10

Повышение, понижение, уголовное преследование: какая судьба миновала мэров Белгорода

27 июня 2019, 13:52
Комитет гражданских инициатив (КГИ), основанный Алексеем Кудриным, определил два основных исхода карьерного пути мэров после отставки. Мы проследили, как уходили с должности белгородские градоначальники.

Согласно исследованию Комитета гражданских инициатив, который основал российский политик и экономист, министр финансов РФ в 2000–2011 годы Алексей Кудрин, карьеры мэров российских городов могут развиваться только по двум сценариям: либо переход на региональный уровень, либо привлечение к уголовной ответственности.

Исследование проводилось 11 лет. За это время проанализировали данные по 359 мэрам в 109 городах. 40% из них занимали должность не более трёх лет. При этом те, кто проходил прямые выборы, удерживаются на должности в среднем на 2,5 года дольше.

После ухода с поста 12 мэров стали губернаторами, 55 перешли на работу в региональные исполнительные органы власти, а 39 подверглись уголовным преследованиям.

Эксперт КГИ Андрей Максимов считает, что обобщать уголовные дела сложно, но заводились они на 15% мэров. В то же время и переход в Госдуму или Совет Федерации бывает не только повышением, но и ссылкой.

В Белгороде главы администрации не попадали на путь уголовного преследования. Их карьеры развивались по другим сценариям. Так, Георгий Голиков занимал пост мэра Белгорода два срока с 1996 года до 2002. Позже он был представителем от Белгородской областной Думы в Совете Федерации (2001−2003) и депутатом Государственной Думы (2003−2007).

Василий Потрясаев стал мэром Белгорода в 2002 году и пробыл в должности девять лет. В последние четыре года занимал должность спикера областной Думы, но 13 июня, за год до истечения срока, сложил полномочия по собственному желанию, но при этом остался рядовым депутатом.

С 2011 по 2015 год главой администрации города Белгорода работал Сергей Боженов. В 2015 году он ушёл с должности досрочно и пошёл на повышение − в заместители губернатора Белгородской области. В 2016 году избрался в депутаты Государственной Думы РФ VII созыва.

Боженова на посту сменил Константин Полежаев. В сентябре 2018 года депутаты горсовета избрали его на второй срок. Но в январе 2019 года он подал в отставку и возглавил департамент ЖКХ правительства региона.

Нынешний мэр Белгорода Юрий Галдун проследовал в обратном направлении — перешёл с должности заместителя губернатора по ЖКХ на должность градоначальника. Отвечая на вопрос корреспондента ИА «Бел.Ру» о том, не является ли такой шаг для него понижением, Галдун ответил, что «для Константина Алексеевича [Полежаева] это, безусловно, повышение. Глава муниципального образования и вице-губернатор — разные ступени. Я для себя не считаю понижением быть мэром столичного города в регионе».

Эксперт КГИ Андрей Максимов отмечает, что тренд на «повышение» мэров до Госдумы наблюдался в 2016 году. Как раз тогда подался в федеральные депутаты Сергей Боженов.

Из серьёзных скандалов, случавшихся накануне смены мэров Белгорода, можно отметить разве что обвинение в получении взятки заместителя городского комитета по имущественным и земельным отношениям Юрия Наумова. Но трудно привязать это к смене мэра Белгорода, поскольку Константин Полежаев ушёл в заместители губернатора.

С другой стороны, такая рокировка спустя полгода после выборов главы города должна иметь какое-то объяснение.

"