Posted 26 июня 2017,, 14:53

Published 26 июня 2017,, 14:53

Modified 14 декабря 2023,, 15:59

Updated 14 декабря 2023,, 15:59

Легенда о тремпеле

26 июня 2017, 14:53
Легенда о тремпеле

bujhm основательно разобрал легенду о знаменитом харьковско-белгородском слове. В частности, вот его версия:

Представим себе Благовещенский базар периода НЭПа в столичном Харькове. Гам и шум на полгорода.

Стоит в толпе наш Альфред, кутается в драповое пальто, а перед ним на ящике от бутылок - вешалки. Собственноручно свинченные из скупленных остатков скобяной лавки.

И подходит к нему какой-нибудь щирый украинец из глубинки. Тычет пальцем на товар и вопрошает, например, так:

- И шо це за херня така?

или:

- Эт шо тут у тебя ваще?

Вот тут внимание. Задачка из когнитивной психологии. Покупатель имеет в виду всю конструкцию целиком. И спрашивает, скорее, чтобы завязать традиционный торг.

А интеллигент Альфред воспринимает вопрос по-другому. Он предполагает, что спрашивающий прекрасно знает, что это вешалка. А пальцем тычет на ноу-хау, которое Альфред вчера прикрутил, ругаясь на сорванные шлицы.

И перед Альфредом встаёт мгновенная задача - объяснить максимально кратко, что это такое и для чего нужно. Больше всего это визуально похоже на чертёж крыши фахверка с... ага, вспомнил слово.

- Этто тремпель, - произносит Альфред с лёгким акцентом. - Натставка такая... чтобы штаны вешать.

- Сам знаю! - обрывает его покупатель. - Сколько просишь?

Сделка состоялась. Вечером украинец выгружает дома товар для перепродажи. Домашние живо интересуются. "А чой-то?" - спрашивают его про хитрой формы вешалку с винтами. - "А тремпель это. Один немец придумал".

Через какое-то время Альфред смекает, что если он будет продавать обычные вешалки, то рискует бессмысленно замёрзнуть. А если у него будут непонятные, но экзотические "тремпели", дело пойдёт быстрее.

Дело идёт на лад. Альфред подключает беспризорников. Те скупают на корню дешёвые плечики, увлечённо клепают к ним "натставки" и бегают по Благбазу с криками: "Тремпели! Тремпели! Только у нас лучшие немецкие тремпели!.." Покупатели видят в общем-то обычную вешалку, но думают себе: "Ну нехай будут тремпели". И покупают. Слово начинает приживаться.

А дальше тут же начинается классическое размытие бренда - когда название определённого вида продукта переходит на его тип. Слово курсирует по кровеносной системе торговых путей от Харькова до ближайших городов (см. ареал), и не было на его пути ни одного торговца, который бы не понимал, что "тремпелем" торговать гораздо выгоднее, чем "плечиками".

Почему же слово не вышло за Слобожанщину, были же все шансы? По многим причинам. НЭП прикрыли, свободную торговлю объявили "спекуляцией" и стали сажать за это. Мелким производством могли заниматься только государственно одобренные артели, которые никак не могли изготавливать классово чуждые "тремпели". Немцев продолжали гнобить, а к концу 30-х их даже упоминать было опасно. Харьков перестал быть столицей Украины. Началась Великая Отечественная...

Но куда "тремпель" успел дойти - там и остался. Больше всего - в Харькове.

И не было там ни человека с фамилией Тремпель, ни торговой марки. А была только небольшая доработка формы, удачно названная в удачной ситуации.

За наводку спасибо Наталье Почерниной

"