Posted 25 октября 2019, 04:00
Published 25 октября 2019, 04:00
Modified 20 августа, 02:02
Updated 20 августа, 02:02
В силу своей неопытности и неподготовленности дети всё чаще становятся жертвами преступников и мошенников. И, несмотря на масштабные розыскные операции, родители и силовики не всегда могут предотвратить гибель пропавших детей. Как злоумышленникам удаётся совращать и похищать детей? А самое главное, что делать родителям, чтобы их дом не настигла беда? Разбирались журналисты ИА «Бел.Ру».
По данным регионального УМВД, в 2018 году на территории Белгородской области разыскивалось 117 несовершеннолетних, пропавших без вести, из которых 11 малолетних детей. Один ребёнок домой так и не вернулся. 31 июля 2018 года 9-летнюю Карину, пропавшую накануне в посёлке Уразово Валуйского округа Белгородской области, нашли мёртвой. Её в безлюдном месте изнасиловал, а затем задушил бездомный.
За девять месяцев текущего года в розыске находилось 38 детей, из них четверо малолетних. Местонахождение всех установлено, дети живы. По подсчётам регионального добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», в 2018 году в Белгородской области пропало 13 тысяч человек. За текущий период 2019 года показатель достиг уже 20 тысяч человек.
По словам координатора добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Белгородской области Елизаветы Кравцовой, больше всего пропавших – среди подростков от 13 лет. Они убегают из дома по разным причинам, начиная от «не хочу учиться» до несчастной любви или ссоры с родителями. Что касается маленьких детей – это всего 1 % от числа всех пропавших.
Наибольшее количество пропавших без вести несовершеннолетних, по данным УМВД по Белгородской области, наблюдается в районах с большой плотностью населения: Белгород, Старый Оскол, Белгородский район и Шебекинский городской округ. Основными причинами ухода детей из дома является желание подростков почувствовать себя взрослыми и самостоятельными, синдром бродяжничества, конфликтные ситуации в семье, в интернатах, детских домах, школах, а также отсутствие взаимопонимания между детьми и родителями.
Подростки по своей сути максималисты. Но их всё равно нужно искать. К примеру, он решает пуститься в путешествие автостопом, потому что мама с папой не вывезли его на море или вывезли, но показалось мало. Что такое автостоп? Можно нарваться на кого угодно. Подросток, который решает попутешествовать, априори находится в опасности, потому что неизвестно, в какую ситуацию он попадёт. И это, прежде всего, всё-таки ребёнок.Елизавета Кравцова, координатор добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Белгородской области
По информации «Лизы Алерт», пиковые месяцы, в которые наблюдается наибольшее количество пропавших детей, – это апрель, июнь, июль, сентябрь и октябрь.
Когда заканчиваются каникулы, они начинают бежать от школы либо перед ЕГЭ, потому что страшно. А осень – время несчастной любви.Елизавета Кравцова, координатор добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», Белгородская область
Каждый факт самовольного ухода ребёнка из дома, по данным регионального УМВД, комиссионно рассматривается на заседаниях муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. А в случае необходимости к работе с несовершеннолетними привлекаются психологи.
Время, когда детей похищали с помощью конфетки и бездомного кота, уже прошло. На смену ему пришли новые технологии, и ребёнок, сам того не зная, может попасть на удочку преступников.
Как показывает практика, дети очень любят чувствовать себя взрослыми людьми, поэтому преступники последнее время обращаются к детям за помощью: «Помоги мне что-нибудь найти», «Покажи мне дорогу». И дети очень рады и счастливы, что к ним обращаются как к взрослому человеку, и они, как правило, в помощи не отказывают. Тем более детей с детства научили, что старшим нужно помогать.Алёна Рогачёва, старший инструктор школы «Лиза Алерт» в Белгородской области
Кроме контактных методов, злоумышленники активно пользуются страницами в социальных сетях как детей, так и родителей. Ведь зачастую родители, хвастаясь перед своими друзьями в социальных сетях новым приобретением, новой секцией ребёнка, расписанием занятий или планами на будущую неделю, не догадываются, что таким образом ненароком могут привлечь внимание к своему чаду. А опытный преступник, воспользовавшийся полученной информацией, с лёгкостью сможет под предлогом «провести ребёнка на кружок» якобы от имени родителей увести его в совершенно другом направлении.
Бывают случаи, когда злоумышленники с детьми начинают общаться через социальные сети, причём ребёнок этого сам не понимает. Человек может представиться ровесником, а на самом деле это взрослый мужчина. Мы родителям советуем не запрещать детям сидеть в социальных сетях, потому что, если вы запретите, ребёнок всё равно будет сидеть, но тайно. Он создаст фейковую страницу, просто вы уже не будете знать.Алёна Рогачёва, старший инструктор школы «Лиза Алерт» в Белгородской области
Однако пускать на самотёк ситуацию тоже не стоит. По словам Алёны Рогачёвой, нужно научить ребёнка пользоваться интернетом, рассказать, какие могут всплывать окна и с кем он может столкнуться в Сети.
Нужно объяснить, что нельзя выкладывать личные данные, номер телефона, адрес, личные фотографии. На самом деле порнография, которую все очень боятся, – это лучшее, что может ребёнок встретить в интернете. Есть вещи намного хуже. Мы советуем иметь пароль от страницы ребёнка и просматривать, но втайне.Алёна Рогачёва, старший инструктор школы «Лизы Алерт» в Белгородской области
Существует миф, что с момента исчезновения человека – и ребёнка в том числе, должно пройти три дня, и только после этого его начнут искать. Но, как утверждают представители «Лизы Алерт», достаточно всего 20−30 минут. Если путь из школы, например, занимает полчаса, но спустя час ребёнка всё ещё нет дома, а к нему невозможно дозвониться, это уже повод начать его искать.
В первую очередь нужно обратиться в любое отделение полиции, где должны принять заявление о пропаже. Полицейские не имеют права отказать независимо от того, сколько времени прошло с момента исчезновения ребёнка. Нет ни одного закона или нормативного акта, который бы устанавливал такой срок. Искать пропавшего человека начинают сразу же после приёма заявления. После обращения в полицию нужно звонить на горячую линию «Лизы Алерт» – 8 (800) 700-54-52. Звонки принимаются круглосуточно.
В первую очередь мы звоним заявителю, выясняем все обстоятельства пропажи, особые приметы и особенности ребёнка. Дальше по ситуации. Если ребёнок пропал в городе, мы расклеиваем ориентировки, передаём информацию во все крупные торговые и развлекательные центры. Потому что бывает, что ребёнок пошёл после школы и заигрался. Далее смотрим дворы, детские площадки, стройки. А если пропал в лесу – алгоритм совершенно другой.Елизавета Кравцова, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Белгородской области
Заявление о пропаже ребёнка может подать кто угодно, не обязательно это должны быть родители.
Немаловажную роль по предотвращению пропажи детей играют профилактические мероприятия. Начиная с малых лет ребёнку необходимо разъяснять правила, которые, возможно, однажды помогут спасти ему жизнь.
Научить азам безопасности совершенно бесплатно могут инструкторы школы «Лизы Алерт», которые по заявке выезжают в школы и детские сады. На своих занятиях они знакомят детей от 5 до 10 лет с правилами поведения в городе и в лесу. В каждой новой группе, по словам инструктора школы, треть детей хоть раз уже терялась.
Эти правила безопасности разработаны отрядом на нашем опыте. Они все общие и универсальные. В блоке «Безопасность в лесу» мы учим детей, что взять с собой, что на себя надеть и что делать, если ты уже потерялся. В блок «В городе» входит безопасность в торговом центре, на улице, в общественном транспорте и правила поведения с незнакомцами.Алёна Рогачёва, старший инструктор школы «Лизы Алерт» в Белгородской области
Обезопасить своих детей также можно с помощью современных технологий, например GPS-часов или брелоков, которые оснащены как сигналом SOS, так и возможностями прослушивания и общения.
Мы советуем приобретать GPS-часы или брелоки как детям, так и старикам, которые также могут заблудиться. Средство, конечно, не из дешёвых, но достаточно эффективное. Пока что по России у нас не было ни одного поиска человека, у которого был GPS-навигатор. Такие люди терялись, но они достаточно быстро находились.Алёна Рогачёва, старший инструктор школы «Лизы Алерт» в Белгородской области
Но самое главное, по словам специалистов, нужно устанавливать доверительные отношения с ребёнком.
Не нужно пытаться брать его в ежовые рукавицы. Нужно нормально общаться, объяснять. Подросток уже поймёт, но нужно сделать так, чтобы стать значимым взрослым. Не всегда родители в авторитете, и зачастую подростки находят людей старше себя, и они их слушают. Нужно показать ребёнку, что его любят и примут в любой ситуации.Елизавета Кравцова, координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» в Белгородской области