Posted 23 августа 2012,, 11:56

Published 23 августа 2012,, 11:56

Modified 29 июля 2022,, 12:43

Updated 29 июля 2022,, 12:43

В Белгородской области завершились раскопки на месте авиакатастрофы, повлиявшей на ход Второй мировой войны

23 августа 2012, 11:56
Рано утром 20 августа 1942 года в Калиновом яру возле села Колтуновка Алексеевского района упал самолёт MАVAG Hеja, которым управлял старший лейтенант авиации Иштван Хорти — сын тогдашнего правителя Венгрии. Через 70 лет на месте падения группа венгерских и российских поисковиков нашла останки самолёта и личные вещи лётчика. А 20 августа здесь был отслужен молебен по венгерскому обычаю.

В советской историографии VI регент Королевства Венгрии Миклош Хорти описывается как диктатор, ввергший страну в войну на стороне фашисткой Германии. Однако сейчас такая характеристика венгерского правителя признана слишком одиозной. Так, до начала войны он запретил действия фашистских партий в Венгрии (правда, наряду и с коммунистической), а за установление в 1944 году перемирия с СССР был арестован и вывезен в Германию. Кроме того, в войну на стороне Гитлера Венгрия вынуждена была вступить после, по мнению современных историков, явной провокации: 26 июня 1941 года самолёты, опознанные как советские (военные историки говорят, что это были немецкие или румынские самолёты), совершили налёт на венгерский город Кашша (современный г. Кошице). Вплоть до этого момента в Будапеште было открыто советское посольство.

Ещё в 1942 году Хорти вёл секретные переговоры с англичанами о переходе на другую сторону в войне. Помогал ему в этом его сын и преемник Иштван, который служил в эскадрилье 1/1 Dongo. Как рассказал главный редактор межрайонной газеты «Заря», известный краевед Алексеевского района Анатолий Кряженков, аэродром этой эскадрильи в 1942 году находился близ села Иловка на территории сегодняшнего Алексеевского района. Находясь здесь, Иштван изучал настроения в воинских частях мадьяр. 20 августа 1942 года он вылетел в Будапешт на встречу со своим отцом — регентом Венгрии.

Многие историки сходятся во мнении, что если бы младший Хорти прибыл в столицу страны, Венгрия ещё в 1942 году вышла бы из гитлеровской коалиции. Осознавая это, сам Иштван принял усиленные меры безопасности — на самолёт разместили дополнительную броню, которая и могла сыграть роковую роль — венгерский «сокол» вошёл в штопор недалеко от аэродрома и упал на землю. Хотя есть и мнение, что авария случилась в результате немецкой диверсии.

По рассказам Анатолия Кряженкова, сразу после этой авиакатастрофы на её месте венгерские лётчики установили памятный знак, который после освобождения Алексеевки был разрушен. В августе этого года сюда прибыл военно-исторический поисковый отряд авиационного музея венгерских ВВС из г. Сольнок. С согласия местных властей при активном участии белгородского военно-исторического клуба «Огненная дуга» и специалистов военной истории из Воронежа и Москвы они произвели на месте гибели Иштвана Хорти раскопки.

По словам руководителя группы венгерских поисковиков Кароя Маго, место падения они вычислили по данным аэрофотосъёмки и современной космической съёмки, а также свидетельствам очевидцев. Как показали находки: детали самолёта и оружия, личные вещи — они оказались правы.

По словам венгерских поисковиков, правительство Венгрии собирается обратиться к руководству России с просьбой восстановить памятный знак на месте гибели Хорти. Помимо этого, в будущем году сюда может приехать жена Иштвана Хорти — ей 94 года, она проживает в Лондоне.

Фотографии предоставлены Анатолием Кряженковым

"