Posted 23 марта 2015,, 09:29

Published 23 марта 2015,, 09:29

Modified 14 декабря 2023,, 15:57

Updated 14 декабря 2023,, 15:57

На детское насилие и травлю в 2014 году в Белгородской области поступило 15 заявлений

23 марта 2015, 09:29
В современном мире Интернет пестрит видеороликами с кричащими заголовками о школьных драках, а телевизионные программы то и дело разбирают отдельные случаи травли школьников то учителями, то самими детьми. Как с этим планируют бороться в Белгородской области, рассказали на заседании областного Общественного совета.

Объект моббинга в школе – это ребёнок, по мнению одноклассников, не похожий на других. Он может быть с дефектами внешности, здоровья, слишком взрослый или очень маленький, полный или худой, успешный и не очень.

В арсенале детских психологов уже появились англоязычные термины «буллинг» и «моббинг». Понятия, в сущности, схожие. Моббинг в переводе с английского означает форму психологического насилия в виде травли человека в коллективе. Буллинг – агрессивное преследование одного из членов коллектива, иными словами – та же самая травля.

Сначала это насмешки, придирки, сплетни и игнорирование, которое может перерасти в изоляцию ребенка от социума. Последствия печальны: жертве могут причинить вред не только психологическому здоровью, но и физическому, доведя ребёнка до мысли о самоубийстве, а порой и о самом убийстве.

«Нельзя считать, что это обычные детские шалости. Сами они не закончатся никогда. Только усилятся и перерастут в то, что называется «дедовщиной», – говорит заместитель директора Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Скляренко.

За 2014 год в центр психолого-медико-социального сопровождения поступило три ребёнка. Один из них подвергся моббингу по национальной принадлежности. «В течение двух недель школьник наблюдал плакат с изображением повешения и сроками его смерти, который ежедневно вывешивался одноклассниками на перемене на школьной доске», – рассказывает Наталья Скляренко.

Всего около 3 % от всех обращений к уполномоченному по правам ребёнка Белгородской области в 2014 году составили жалобы на детское насилие и травлю – 15 заявлений. Но только два из них были оправданы и несли под собой реальную основу.

Отдельные случаи детского насилия – первые маячки, на которые стоит обратить внимание. Все обращения можно разделить на несколько групп: часть из них поступает со стороны родителей с просьбой изолировать их детей от какого-то гиперактивного ребёнка.

«В такой ситуации родители ожидают, что мы вытащим этого ребёнка из классного коллектива и поместим в какое-нибудь другое изолированное пространство. Такого не будет. С этим ребёнком нужно тщательно работать педагогическому коллективу», – отметила советник губернатора Белгородской области – уполномоченный по правам ребёнка в регионе Галина Пятых.

Вторая категория обращений направлена на педагогический коллектив. Родители жалуются на то, что педагоги сами стараются выжить ребёнка. Часто жалобы поступают также из детских дошкольных учреждений.

«Только родители имеют право решать, где учиться их ребёнку, и только они имеют право забрать ребёнка из одного учреждения и перевести в другое. Здесь на нашу помощь родители пусть не рассчитывают», – добавила Галина Пятых

Как отмечают члены Общественного совета, главное в борьбе с детским насилием – своевременная профилактика. В этом году в регионе пройдёт серия семинаров для сотрудников психологической службы, на которых расскажут, как работать в ситуациях буллинга и моббинга в образовательных организациях.

Основная причина агрессии, как отмечают психологи, возникает в семье. Если родители не находят взаимопонимания между собой, если выясняют отношения в присутствии ребёнка, а также применяют физическое насилие в отношении него, то маленький член общества может спроецировать такое поведение в свою детскую среду и вымещать некую злобу, которая идёт со стороны родителей, на других детях. Поэтому родители должны наблюдать за своими детьми, контролировать то, что они смотрят, и регламентировать время общения в интернет-среде.

«Когда теплота и ласка идёт от мамы, например, к девочке, такая девочка никогда не поднимет руку на свою подругу, не будет выяснять свои отношения с помощью насилия, – говорит Галина Пятых. – Родители должны знать, что смотрят наши дети, в какие игры играют, и только тогда, когда будет жёсткий контроль с их стороны, наши дети будут понимать, как им себя вести, и насилия, естественно, не будет».

В помощь родителям затравленных школьников и детсадовцев также появится региональная ассоциация родителей и детей. Организация будет заниматься вопросами внутрисемейного насилия и агрессии внутри семьи.

В апреле члены Детского общественного совета тоже обсудят эту проблему. «Вопросы агрессии, насилия в детской среде нельзя обсуждать вместо детей. Я думаю, от них поступит много предложений, как нивелировать данную ситуацию», – добавила Галина Пятых.

Виталина Скрипина

"