ЗаМАТеревшие

ЗаМАТеревшие

ЗаМАТеревшие

22 января 2007, 11:11
Общество
- Ну, что это за безобразие? Никакого воспитания! И куда только смотрят родители? – возмущению пожилых женщин на автобусной остановке не было предела. Дело в том, что несколько секунд назад группка подростков, находившихся неподалеку, обсуждала свои тинейджерские дела, используя огромное количество ненормативной лексики. Это не могло не оскорбить добропорядочных пенсионерок, как впрочем, возмутило бы всякого, кто в этот самый момент находился бы рядом.

Впрочем, возмутило – да и только. Вряд ли находящиеся на остановке люди задумались: почему такое безобразие происходит? Может, существует какая-нибудь причина, по которой подростки прячут свои эмоции под ненормативной лексикой?

 

Причина есть. Даже несколько. Назвать их согласилась кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, член Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» М.А. Винниченко:

 

Люди используют ненормативную лексику в различных ситуациях, но неизменным всегда остается одно – сильное эмоциональное переживание. При этом «сильное» - не есть негативное. Очень часто бранная лексика является формальным показателем дружеских доверительных отношений между людьми – такая своеобразная кустарная интерпретация «встречи без галстуков».

 

Крепкое словцо вряд ли прозвучит в присутствии малознакомых или социально значимых людей, в то время как с друзьями можно позволить себе расслабиться. Это не плохо. Это не хорошо. Науке вообще незнакомы такие определения. Есть две категории понятий – обосновано/не обосновано – значимо/не значимо. В данном случае, это обосновано конкретной ситуацией самого процесса межличностного общения, и значимо для конкретного человека, так как он эмоционально раскрепощен, что гораздо полезнее, чем переживание постоянного напряжения и контроль собственного поведения.

 

Правда, о подобной причине подростки могут и не знать наверняка. Ненормативная лексика используется ими по совершенно другой причине, а именно – для сокрытия от других людей ощущения собственной несостоятельности.

 

М.А. Винниченко: Когда хочется быть сильным и крутым парнем, которого все замечают – мат выбирается как самый оптимальный вариант для привлечения внимания. И это срабатывает. Всегда. Одних шокирует демонстрация хамского поведения, других же оно привлекает – таких же слабых и зависимых, вполне четко осознающих собственную ущербность и неполноценность. Такое явление – факт. Все с ним сталкивались. Многие осуждают. Некоторые присоединяются. От безвыходности: ведь мы не научили молодежь иным способам самовыражения. Если нас с вами не устраивает закон тяготения, то это еще не значит, что он перестанет действовать. Поэтому, есть ли смысл обвинять их, молодых и неразумных, в том, что мы, взрослые и умные, не смогли до них донести…

 

Еще одной причиной использования ненорматива является постоянная ситуация выбора.

 

 

М.А. Винниченко: Это сопряжено с очень большим эмоциональным напряжением, часто являющимся стрессовым моментом в отношениях с миром и с самим собой. Но мы с этим справляемся и идем дальше. Выругавшись жестким матом, нам действительно становится гораздо легче. Вместе с бранной лексикой мы освобождаемся от отработанного органического материала, то есть токсичных отходов, наличие которых в организме приводит к негативным последствиям. Эффект от эмоционально высказанной ненормированной лексики соотносим по очищающей силе со слезами или физической разрядкой.

 

Таким образом, что не все так плохо – в пользу плохих слов также есть аргументы. Но…

 

М.А. Винниченко: Как бы мы не оправдывали наличие ненормативной лексики в собственной речи – это никогда не будет показателем развития личности. Хотя бы потому, что уровень интеллектуального развития человека определяется также и обязательным условием – увеличением словарного запаса человека, в то время как у пользователей ненормативной лексики мат всегда полисемичен, что, в принципе, исключает освоение и использование других слов по причине их невостребованности.

 

Нет освоения – значит, нет и никакого интеллектуального развития. Ругающийся сейчас матом (хоть и оправданным) юнец, заматерев, скорей всего станет ограниченным и невоспитанным человеком. И тогда процесс перевоспитания станет уже невозможен. И произойдет такое «не потому что молодежь плохая, а потому что это ее актуальный уровень психического развития: подростки познают мир, хотят все узнать, попробовать и испытать – это основная характеристика возраста. Более того, ей подается такой пример, она видит это от нас, взрослых… А уж если мы не умеем правильно переживать собственное состояние и  находим самые доступные для нас способы их выражения – ненормативную лексику – то чего ждать от подрастающего поколения?»

 

Куратор рубрики Наталья Тищенко

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter