Posted 19 июня 2020, 08:43
Published 19 июня 2020, 08:43
Modified 20 августа, 04:49
Updated 20 августа, 04:49
Роскомнадзор сообщил о том, что Telegram на территории России разблокируют. Объективно говоря, его так и не удалось полностью блокировать: несмотря на недоступность основного сервера через браузер на компьютере, пользователи находили многочисленные пути обхода блокировки и продолжали пользоваться мессенджером.
Редакция «Бел.Ру» пообщалась с двумя экспертами и узнала их мнение об отмене блокировки. Директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина считает, что ограничения сняты своевременно, но социальным сетям не хватает важной детали в механизме работы.
Решение Роскомнадзора давно назрело. В последнее время мы не фиксируем роста распространения запрещённой информации. Также такой информации здесь не больше, чем на других площадках. Не был Telegram и в лидерах по распространению фейков о коронавирусе. В последнее время администрация мессенджера очень оперативно реагирует на сообщения пользователей о распространении запрещённой информации. Екатерина Мизулина
Эксперт отметила, что в мессенджере также отсутствует дискриминация пользователей по политическим признакам. Мизулина сообщила, что на иностранных площадках часто блокируют российских пользователей без объяснения причин, просто за то, что у них в профиле указана Россия.
Государству и Роскомнадзору нужно идти другим, более эффективным (чем блокировка – прим.ред.) путём. Эффективно было бы перенять мировой опыт, например, Франции и Германии. Нужно вводить дополнительные обязанности для соцсетей по самостоятельному выявлению запрещённого контента. Екатерина Мизулина
По её мнению, было бы правильно создать отдельную команду специалистов, которые занимались бы поиском и блокировкой запрещённого контента на своей площадке. За неисполнение этих обязанностей должна быть предусмотрена административная ответственность в виде крупных штрафов вплоть до процента от годового оборота компании.
То, что официальные ведомства использовали площадку Telegram для распространения своей информации на каналах даже во время действия блокировки, Мизулина называет логичной ситуацией. Пользователей у мессенджера много, аудитория постоянно растёт, а бонусом идёт простой и понятный интерфейс при довольно привлекательном перечне возможностей площадки. Мизулина также отметила, что запрещена была именно работа самого мессенджера, а не его использование людьми.
Генеральный директор АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов имеет свою точку зрения на произошедшие изменения. Он говорит о том, что требования Роскомнадзора, которые были предъявлены к Telegram до блокировки, просто утратили свою актуальность.
То, что мы видим – это просто приведение в соответствие сложившейся ситуации с технологическим развитием. Telegram активно собирал блокчейн-платформу и её запуск был официально отменён в связи с тем, что к ним были претензии со стороны регуляторов США. Но при этом нельзя сказать, что мессенджер не разрабатывал эту платформу и не имеет определённых наработок. Никита Куликов
Требования к мессенджеру отдать свои ключи шифрования таким образом становятся неактуальными. Потому что технологии успели шагнуть гораздо дальше того места, на котором были на момент предъявления требований.
Заблокировать Telegram сейчас уже не является основной задачей. Наработки системы блокчейн одновременно «зеркалят» и отправляют данные на большое количество других компьютеров. В таких условиях что-то заблокировать просто нереально. Получается, что актуальность вопроса полностью пропала. Технологии не стоят на месте. В 2017 году требование было актуальным, но сейчас уже морально устарело. Никита Куликов
По словам эксперта, закон о блокировке может продолжать существовать, но вопрос в том, как он будет работать и будет ли вообще. Законы необходимо подстраивать под развивающиеся технологии, если делать наоборот, то есть риск возникновения регресса и технологической деградации.
Если Роскомнадзор хочет каким-то образом решить вопрос с Telegram, обсудить претензии, если они ещё остались, то нужно уже как-то меняться и регулировать всё немного другим путём. Имеющийся закон просто невозможно реализовать на практике: какой смысл в неработающем законе? Никита Куликов
Можно сказать, что в отмене блокировки нет ничего необычного. Это не перемирие и не признание бесполезности ограничений со стороны Роскомнадзора, а просто технический момент, направленный на устранение утратившего актуальность.