Posted 17 октября 2016, 14:17

Published 17 октября 2016, 14:17

Modified 20 августа, 04:06

Updated 20 августа, 04:06

Материнский капитал, право на недвижимость, квартиры и земля – в вопросах и ответах

17 октября 2016, 14:17
Сотрудники белгородского управления Росреестра «подбили» итоги проведения горячих телефонных линий и предлагают читателям ознакомиться с ответами на самые популярные вопросы.

О материнском капитале

– У меня есть сертификат на получение материнского капитала. Как я могу использовать его на улучшение жилищных условий, могу ли приобрести в собственность на своё имя квартиру?

– Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых, не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативах) путём безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. В силу норм действующего законодательства жилое помещение, приобретённое (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребёнка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В случае приобретения квартиры в собственность на своё имя вам необходимо оформить нотариальное обязательство, по которому вы обязуетесь в будущем оформить приобретённый на своё имя объект в общую долевую собственность всех членов семьи.

О документе на право собственности

– Я узнал, что теперь выдают не свидетельства о государственной регистрации права, а какие-то выписки. Я собираюсь подарить свой земельный участок дочери. У меня есть несколько вопросов. С какого периода действуют такие изменения? Нужно ли мне поменять выданное свидетельство на выписку? Чем отличается свидетельство о государственной регистрации прав от выписки.

– С 15 июля вступил в силу Федеральный закон № 360-ФЗ, которым установлено, что проведённая государственная регистрация прав удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. Свидетельства о государственной регистрации прав указанным законом отменены. Выписка из ЕГРП, удостоверяющая проведённую государственную регистрацию прав, может быть выдана как в бумажной, так в электронной форме. Это документ, подтверждающий факт проведения такой государственной регистрации и наличие в ЕГРП указанных в ней сведений. При этом только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В выписке, удостоверяющей проведённую государственную регистрацию прав, содержатся практически те же данные, что и в свидетельстве (включая документ – основание регистрации права). Ранее выданные свидетельства имеют юридическую силу, и нет необходимости заменять их выпиской.

О дарении «квартирных» долей

– Я намереваюсь подарить 3/4 доли в праве на мою квартиру своим внукам, оставшуюся ¼ долю в праве оставляю за собой. Могу ли я оформить договор дарения, не обращаясь к нотариусу?

– Федеральным законом от 2 июня 2016 года №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в статью 24 Федерального «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» внесены изменения, согласно которым сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению.

Применительно к вашему случаю данный закон не действует, так как сделка по отчуждению долей в праве собственности на объект недвижимости, в случае если этот объект принадлежит одному лицу, не является сделкой по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество. Следовательно, требование об обязательной нотариальной форме на указанную сделку не распространяется.

О кадастре и реестре недвижимости

– Слышал, что с 1 января 2017 года вступает в силу закон, который предусматривает создание Единого государственного реестра недвижимости и единой учётно-регистрационной системы. Как это отразится на заявителях?

– Сейчас кадастровый учёт и регистрация прав – это отдельные процедуры, которые совершаются разными органами. Создание Единого реестра недвижимости обеспечит возможность одновременной подачи заявлений на кадастровый учёт и регистрацию прав, что сэкономит время заявителей. В орган нужно будет подать лишь одно заявление. В течение 10 дней будут выполнены и кадастровый учёт, и регистрация прав. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдёт не более семи дней, а на постановку на кадастровый учёт – не более пяти дней.

В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

О регистрации прав по Сети

– Я жительница Вейделевки, но имею жилой дом в Новом Осколе и хотела бы его продать. Покупатель нашёлся, и он также житель Вейделевки. Нам обязательно ехать в Новый Оскол, чтобы зарегистрировать переход прав, или мы можем это сделать дома, в Вейделевке?

– Вы вправе подать необходимые документы на бумажных носителях в МФЦ Вейделевки или воспользоваться электронной услугой Росреестра, с помощью которой можете подать документы на государственную регистрацию в электронном виде. Для этого необходимо на главной странице портала Росреестра (rosreestr.ru) выбрать раздел «Государственная регистрация прав», заполнить заявление, приложить скан-образы необходимых документов, подписать заявление и прилагаемые документы усиленной квалифицированной электронной подписью тех лиц, которые подписали эти документы на бумажных носителях. Для получения такой подписи необходимо обратиться в любой удостоверяющий центр, перечень которых можно также найти на портале Росреестра.

О покупке дома у должника

– Хочу купить дом в Валуйках у человека, который имеет долги перед банками. Но есть опасения. Как до сделки узнать, находится ли имущество под арестом? Даст ли эту информацию выписка из ЕГРП по данному объекту?

– Да, выписка из ЕГРП даст эту информацию. В выписке из ЕГРП, содержащей общедоступные сведения, в том числе отражается информация о наличии ограничений, обременений (аресты (запрещения), ипотеки или иные ограничения). Получить общедоступную информацию можно, обратившись в МФЦ, где Вам оформят запрос из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на бумажном носителе. Также можно зайти на сайт Росреестра (rosreestr.ru), где в разделе «Электронные услуги и сервисы» – «Получение сведений из ЕГРП» можно оформить указанный запрос самостоятельно. Для получения общедоступных сведений физическим лицом, не надо регистрироваться на сайте и получать электронную подпись. За предоставление физическому лицу в электронном виде сведений из ЕГРП в виде общедоступной информации размер платы будет составлять 150 руб. При личном обращении в МФЦ за предоставлением информации из ЕГРП стоимость выписки на бумажном носителе составит 200 руб.

О замене документов на дом и землю

– В нашем селе недавно всем домовладениям были присвоены точные адреса (с наименованием улиц и нумерацией домов). В свидетельствах на дом и земельный участок у меня указан адрес без улицы и номера дома. Нужно ли мне менять свидетельства?

– В Государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведения о массовом присвоении адресов вносятся централизованно на основании постановлений о присвоении адресов, предоставляемых администрациями сельских поселений. Затем эти сведения вносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в порядке сопоставления баз данных ГКН и ЕГРП. Данный процесс затрагивает большое количество объектов недвижимости и по этой причине является длительным. Вы можете самостоятельно обратиться в органы, осуществляющие кадастровый учёт, заказать выписку из кадастрового паспорта на объект и выяснить, присвоен ли ему новый адрес. Также этот вопрос можно прояснить дистанционно, воспользовавшись электронными сервисами Росреестра на сайте www.rosreestr.ru. Если изменения в ГКН не внесены, вы можете заявить об их внесении, если внесены – обратиться с заявлением о внесении изменений в ЕГРП и получении выписки, удостоверяющей регистрацию. Однако выполнение всех этих действий не является обязательным для правообладателя.

О выяснении границ земельных участков

– Проживаю в селе в частном доме. Соседи утверждают, что наш забор построен на их территории. Однако мы не согласны, все документы на земельный участок имеются. Как нам правильно поступить?

– Обратите внимание, соответствует ли площадь фактического землепользования документам на земельный участок: картам, схемам, планам, свидетельствам, кадастровому паспорту или кадастровой выписке. Если границы вашего земельного участка не установлены на местности, вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения межевания и установления границ земельного участка. После этого можно установить, заняли ли вы часть чужого земельного участка или нет. Если да, то имеются признаки административного правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка или его части (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим прав на него) минимальный размер штрафа, который будет наложен на гражданина, составит 5 тыс. рублей. Также при наличии административного правонарушения, т. е. самовольного занятия земельного участка, вы должны будете его устранить и использовать свой земельный участок в своих границах.

Подпишитесь