Posted 17 августа 2013,, 09:58

Published 17 августа 2013,, 09:58

Modified 29 июля 2022,, 12:48

Updated 29 июля 2022,, 12:48

Российские аэронавты опробовали ветер над Прохоровским полем

17 августа 2013, 09:58
Первый патриотический фестиваль воздухоплавания «Небосвод Белогорья» начался сегодня утром свободным полётом воздушных шаров над третьим ратным полем России.

Примерно до семи часов утра организаторы, сообразуясь с лёгким утренним ветерком, искали место для старта, выбрав в конце концов убранное поле километрах в трёх восточнее мемориала «Звонница». Экипажи аэростатов расположились в ряд и стали готовить аппараты к полёту. Как правило, на земле пилоты и их ассистенты передвигаются на внедорожниках или микроавтобусах с прицепами, в которых и упакованы аэростаты, так было и на этот раз.

Представители нескольких белгородских СМИ тоже получили возможность стать аэронавтами: перед стартом их разобрали пилоты, журналисту ИА «Бел.Ру» выпало лететь с пилотом Екатериной Лариковой. «На борту можно петь, свистеть и радоваться полёту. Нельзя выпрыгивать!» - сразу предупредила Екатерина, любезно согласившись совместить полёт с мини-интервью. Пока шла подготовка к полёту, помощники расправляли на земле оболочки шаров, а пилоты опробовали горелки, участница многих российских и международных соревнований по воздухоплаванию делилась профессиональными секретами.

«Увидела, полюбила, заболела!» - лаконично рассказала Екатерина о своём приходе в аэронавтику, состоявшемся пять лет назад. В настоящее время она делит свою жизнь между Великими Луками- там она стала авиатором - и Санкт-Петербургом. На фестиваль Екатерина приехала вместе с сыном Михаилом, а тот захватил двух своих друзей - получилась команда помощников-добровольцев. К слову, столицей российского воздухоплавания считаются именно Великие Луки, именно здесь находится школа аэронавтики, где готовят пилотов для аппаратов легче воздуха. Пройдя лётную комиссию, отучившись положенный срок, человек получает здесь лицензию пилота, такую же, например, как пилота боинга или вертолётчика, разница лишь в специализации.

Аэростат Екатерины, носящий оригинальное имя «Скала Ласка», способен поднимать на борт трёх человек и набирать потолок до 3 тысяч метров - это на соревнованиях, обычно воздухоплаватели летают ниже. В упакованном виде оболочка напоминает большой тюк и весит 120 кг. Ещё 200 кг - корзина вместе с четырьмя газовыми баллонами и горелкой. Каждого баллона, наполненного пропано-бутановой смесью, хватает на полчаса полёта - итого два часа.

Всё это компактно размещается в тентованном прицепе, который тащит за собой микроавтобус «Фольксваген». Принцип, по которому взлетает аэростат, прост: горелка разогревает воздух в оболочке струёй пламени, для спуска пилот, наоборот, открывает клапан на верхушке шара, выпуская нагретый воздух. Главный друг и главный враг аэростата - ветер. Перед стартами воздухоплаватели тщательно изучают погоду на месте полётов, лучше, если рядом с ним есть аэродромы, тогда можно использовать их метеоданные. Если нет, то накануне полётов в небо запускают зонд, который отслеживает воздушные потоки на разных высотах. Ну и самый простой способ узнать ветер - запустить в небо обыкновенный воздушный шарик и проследить за его поведением.

С некоторыми интервалами аэростаты поднялись в небо, сам старт воздушного шара происходит очень мягко и незаметно. Набранную высоту начинаешь ощущать только тогда, когда видишь, что поля, деревья, дома и машины внизу стали непривычно маленькими - обыкновенному человеку редко удаётся смотреть с высоты птичьего полёта. Когда аэростат Е. Лариковой в окружении других аппаратов приближался к «Звоннице», она рассказала, что в горизонтальной плоскости управлять полётом аэронавт практически не может. Наверное, Екатерина всё же немного лукавила, потому что буквально через минуту корзина шара точно вписалась в узкий просвет между двумя частями высокой лесопосадки.

Для аэростата, как и любого поднимающегося в небо летательного аппарата, существует масса нельзя. Нельзя летать при сильном ветре и в разгар летнего дня - прогретые воздушные потоки ведут себя непредсказуемо. Нельзя летать в дождь - вместе с водой с нагретой до 90-150 градусов оболочки начнёт испаряться водонепроницаемая пропитка. Нельзя подниматься в небо ночью - не видно места посадки, деревьев или линий электропередачи. Нельзя залетать далеко над водой, особенно если подходит к концу газ в баллонах. Ну и самое главное, как заметила с улыбкой Екатерина, - нельзя летать в штиль, потому что без ветра аэростат просто никуда не полетит.

Запреты аэронавтов не останавливают. Естественно, что воздухоплаватели болеют небом - не хватает времени, чтобы оценить всю открывающуюся внизу панораму - звонницу, маленькие танки за ней, железную дорогу, игрушечные домики, леса. На вопрос, где ей пришлось увидеть с аэростата самый красивый пейзаж, хозяйка воздушного судна ответила, что в Кисловодске: «Летишь над каньоном, и орлы парят под тобой».

Как оказалось, самое ответственное в полёте аэронавта - это приземление, особенно когда ветер. «Главное в корзине - правильно растопыриться!» - завершила Екатерина короткий, но энергичный инструктаж по поведению пассажира при посадке. Действительно, садясь на поле километрах в шести к западу от «Звонницы», аэростат несколько раз стукнул корзиной по земле, но всё обошлось благополучно. В воздухе шар провёл около часа, хотя казалось, что с момента старта прошло примерно 15 минут. Услышав это, пилот констатировала: «Значит, понравилось!»

Завершился утренний полёт посвящениям впервые поднявшихся в воздух над Прохоровкой в аэронавты. Сначала белгородский пилот Игорь Поликаренко поведал новичкам о начале эры воздухоплавания - полётах братьев Монгольфье, которым в этом году исполняется 230 лет. Оказывается, первому человеку, отважившемуся подняться в корзине в воздух, французский король Людовик XVI пожаловал графский титул и право владения землями, над которыми он пролетел. Со временем земли воздухоплавателями давать перестали, но символический титул графа по традиции присваивается в первый полёт каждому аэронавту.

Вот и белгородские журналисты получили право носить титул графа Прохоровского - по месту полёта, а затем их ждал сложный обряд посвящения в воздухоплаватели. Каждому новичку подожгли миниатюрной горелкой небольшую прядь волос, а затем щедро потушили шампанским из бутылки, пролив его потом на землю - так в ритуале объединили огонь, воздух (пузырьки шампанского) и землю, с которой взлетает пилот и на которую возвращается. В завершение каждый новорождённый пилот поклонился солнцу и получил символический шлепок лётными перчатками - наверное, чтобы не забывал о дисциплине в воздухе.

Фестиваль «Небосвод Белогорья» продолжится сегодня вечером на Прохоровском поле, а завтра вечером яркое и красочное воздушное шоу увидят жители Белгорода.

Ярослав Макаров

"