Posted 16 октября 2021,, 08:00
Published 16 октября 2021,, 08:00
Modified 18 сентября 2022,, 14:16
Updated 18 сентября 2022,, 14:16
По статистике практически каждый белгородец трудоспособного возраста хотя бы раз проходил собеседование. Как правило, это стандартная схема: традиционные вопросы со среднестатистическими ответами. Но, как отметили читатели ИА «Бел.Ру», порой работодатели интересуются у будущего соискателя, кем он видит себя через год или даже через 10 лет в компании, а также моделируют ситуацию: «Если узнаете, что коллега ворует, расскажите руководителю?»
Как сообщила журналистам ИА «Бел.Ру» директор кадрового агентства «Персона» Людмила Колокольчикова, каждый работодатель предъявляет свои требования. Больше всего внимание обращают на опыт работы, профильное образование, а также конкретные навыки.
В свою очередь директор агентства по подбору персонала «Дайвес» Оксана Латунова рассказала, что на самом деле критериев для отбора будущих сотрудников масса, но их можно разделить на две группы. Первая — это профессиональные знания, умения, навыки и опыт кандидата, так называемые hard skills (твёрдые навыки). И вторая — это личностные качества, важные для выполнения той или иной работы — soft skills (гибкие навыки). Это неспециализированные, надпрофессиональные навыки, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.
Для успешного выполнения любой работы важны и те и другие навыки одинаково. Поэтому, если вы гениальный инженер, имеющий красный диплом, но долго не можете найти работу, подумайте. Возможно, ваши личностные качества нужно подтянуть (умение общаться и находить контакт с людьми, быстро и креативно мыслить, решать проблемы, управлять эмоциями и уметь задавать вопросы).Оксана Латунова, директор агентства по подбору персонала «Дайвес»
Что касается собеседования, эксперт отметила, что вопросы составляются исходя из профиля должности. При этом, по словам Колокольчиковой, всё зависит от типа собеседования (автобиографическое, по компетенциям, целевое, психологическое). Типичные вопросы касаются описания предыдущих мест работы и функционала (что делали и каких результатов достигли).
Среди неординарных вопросов Латунова привела несколько примеров.
«Почему мы должны взять именно вас на эту вакансию?»
Цель этого вопроса — определить, что вы можете сделать для этого бизнеса.
Совет: не начинайте себя хвалить, а приведите несколько своих профессиональных качеств и достижений, пояснив, чем именно эти качества помогут вам в данной работе.
«Назовите за минуту как можно больше нестандартных способов использования линейки или какого-то другого предмета».
Цель — определение уровня стрессоустойчивости и креативности кандидата.
Совет: здесь главное не говорить: «Ну я не знаю…». Представьте себе линейку, а ещё лучше возьмите её в руки и говорите всё, что приходит в голову! Не молчите!
«Что бы вы сделали, если бы выиграли в лотерею миллион?»
Цель этого вопроса — оценить вашу мотивацию.
Совет: расскажите, куда вы вложите средства, а не о том, как вы их потратите и вам не придётся долгое время работать.
Также есть такие задания на собеседованиях — кейсы, где нужно проиграть в диалоге рабочую ситуацию. Например, при прохождении собеседования на вакансию продавца или менеджера по продажам рекрутер говорит: «Продайте мне ручку, ну или какой-то другой предмет!» Цель — определить, владеет ли человек этапами продаж, клиентоориентированностью и находчивостью.
Совет: не нужно сходу начинать говорить: «Купите ручку, она красивая и хорошо пишет!»
Начните эту продажу в форме диалога: поздоровайтесь, представьтесь, и далее по этапам продаж. Возьмите в руки ручку. И с улыбкой играйте!
При этом, как отметила директор кадрового агентства «Персона», неординарные вопросы сейчас уже запрещены законодательством.
Считается неэтичными и запрещёнными вопросы о возрасте, поле, наколках, когда планируете выйти замуж, рожать детей. Если раньше вопросы о личной жизни были нормальными, сейчас это вопросы, которые неэтично задавать. Неординарные вопросы лучше не стоит задавать, потому что это может спугнуть будущего соискателя, он закроется и мы не получим нужную информацию.Людмила Колокольчикова, директор кадрового агентства «Персона»
В целом эксперты отмечают, что в любом нестандартном вопросе заложена лишь оценка поведения. Поэтому реагировать и отвечать необходимо так, как обычно. Главное — не выходить из себя и не злиться.
Оксана Латунова рассказала, как лучше отвечать на традиционные вопросы.
«Расскажите о себе»
Ответ может представлять собой профессиональную историю о вас, но краткую, логичную и обязательно в хронологическом порядке. Начните с того, в каком учреждении учились, какой опыт работы уже есть, за какие заслуги вас отмечали, чем гордитесь, какие личные качества помогают вам развиваться.⠀
«Какие ваши сильные и слабые стороны?»
Лучше перечислить не все ваши положительные качества, а именно те, которые помогут в желаемой работе и ценятся работодателем. Для этого перед собеседованием внимательно прочитайте описание вакансии, а также соберите информацию о компании и её ценностях.
Также работодатели часто спрашивают о ваших слабых сторонах. У каждого они есть, но о них говорить совсем не хочется. Нужно выделить в себе несколько таких нейтральных качеств, например: излишняя самокритичность, перфекционизм или синдром отличника, излишняя эмоциональность, чрезмерная прямолинейность, безотказность, желание всем угодить и т. д.⠀
«Почему вы ушли с предыдущего места работы?»
Работодателю важно при найме нового сотрудника понимать причину увольнения/ухода кандидата с предыдущей работы, чтобы избежать повторения ситуации. Необходимо отвечать на этот вопрос честно, но аккуратно и без субъективного мнения.
«Кем вы видите себя через пять лет?»
За этим вопросом стоит желание работодателя узнать, на чем сфокусированы ваши желания, и понять уровень ваших амбиций. Также этот вопрос задают для того, чтобы соотнести ваши желания с возможностями бизнеса.
Ответственно нужно подойти и к подготовке резюме. Как отметила Людмила Колокольчикова, лучше указывать свои достижения: что ты умеешь делать лучше всего. Это очень ценится работодателями.
А Оксана Латунова привела основные правила, которых нужно придерживаться, составляя резюме.
С самых первых строк работодатель должен понимать, на какую позицию вы претендуете и какой уровень дохода хотите получать. Если вы можете проявить себя в нескольких профессиях, то вам необходимо составить несколько резюме, указав знания, умения и навыки, которые подходят именно к этой профессии. Указывайте уровень ожидаемого дохода. Определитесь с конкретной суммой, объективно оценив свои знания, деловые качества, опыт и т. д.
Даже если вы весёлая и харизматичная личность, стоит избегать шуток в составлении резюме. Придерживайтесь информационного стиля в описании своих профессиональных навыков. А чувство юмора и лёгкость в общении вы сможете показать на собеседовании, если почувствуете, что это будет уместно.
Более подробно о себе вы сможете также рассказать при личной встрече с руководителем.
Достаточно указать район города, в котором вы проживаете.
По резюме складывается первое впечатление о вас. Внимательно отнеситесь к этому пункту. Ошибки или опечатки в тексте оттолкнут работодателя.
Информация должна быть достоверной, чтобы не возникло казусов при неожиданной проверке на собеседовании. Некоторые могут потребовать документальное подтверждение указанным фактам. А если уж решились приукрасить, будьте готовы это подтвердить.
Но фотография должно быть только вашей. Выберите фото, где вы на нейтральном фоне в деловом костюме. Не нужно добавлять снимки с вечеринок, курортов, в купальниках и мини, а также с вашей второй половинкой.
Как отметила директор кадрового агентства «Персона», на получение положительного ответа при приёме на работу в первую очередь влияет то, что соискатель просто пришёл на собеседование.
Сейчас 80% соискателей на собеседование не приходят. И если ты пришёл, да ещё и вовремя — это уже правило хорошего тона. Ещё влияет внешний вид, этика, положительное отношение к жизни, употребление слов «хочу», «могу», «получится». Если человек приходит и постоянно ноет о жизни, зачем такой сотрудник нужен? Таких и так в мире хватает.Людмила Колокольчикова, директор кадрового агентства «Персона»
В свою очередь Оксана Латунова уверяет, что на получение положительного результата после собеседования влияет, по большей части, подготовка к нему. Несколько простых советов от эксперта:
Вот список вопросов, которые помогут при подготовке к собеседованию:
Подумайте о будущем:
Изучите детали вакансии и компанию-работодателя, зайдите на сайт, изучите отзывы клиентов и сотрудников и подумайте:
Как отметила директор кадрового агентства «Персона» Людмила Колокольчикова, в настоящее время на рынке требуются линейные специалисты: продавцы, кассиры, грузчики, водители, менеджеры по продажам, рабочие, официанты. Без образования или со средне-специальным образованием.
В переизбытке сотрудники с высшим образованием: бухгалтеры, экономисты, менеджеры, юристы. В перспективы будут пока востребованными айтишники, маркетологи, продуктологи.
Сейчас запрос рынка пошёл на креативные специальности и специальности, которые совмещают в себе несколько квалификаций. Например, стоимостный сметчик. Это сметчик и экономист. Это связано с тем, что в работе сейчас очень сильно помогают электронные сервисы, поэтому вместо троих сотрудников за то же время один может выполнять работу троих. При этом на зарплату это никак не влияет.Людмила Колокольчикова