Posted 14 апреля 2005,, 07:16

Published 14 апреля 2005,, 07:16

Modified 29 июля 2022,, 12:43

Updated 29 июля 2022,, 12:43

Какой была Вторая Мировая, потомки могут узнать только по воспоминаниям очевидцев

14 апреля 2005, 07:16
13 апреля военный обозреватель французского еженедельника «Le Point» Жан Гинель в рамках программы администрации Президента РФ по информационному сопровождению 60-летия Победы встретился с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны Г.Т. Лёвиным и Н.Г. Пономарёвым. Визит организован российским агентством международной информации РИА «Новости».

Французского коллегу интересовало одно их величайших сражений 2-й Мировой войны – Курская битва, которая стала примером полной мобилизации сил противоборствующих сторон для столкновения в решающей схватке. Сегодня, спустя 60 лет, предпосылки и ход этого решающего сражения волнуют миллионы людей во всём мире. Сухие цифры, общеизвестные факты могут сказать многое, но не раскроют чувств солдата, который принимал непосредственное участие в событиях тех лет, считает журналист.

Посещением Белгородчины Жан Гинель положил начало одному из самых масштабных по глубине и объективности материалов о беспримерном героизме русских солдат, который будет написан со слов участников сражения, а также на основании исторических данных, полученных в результате посещения музеев и мемориального комплекса.

Не удивительно, что для беседы с французским гостем были приглашены очевидцы и непосредственные участники битвы на Курской дуге Герой Советского Союза Г.Т. Лёвин и ветеран, инвалид II группы Н.Г. Пономарёв.

Наверное, каждого солдата и командира, принимавшего участие в сражении, можно назвать героем. Именно здесь, на Курской дуге, начался героический путь бывшего механика Григория Лёвина. Это потом за сотню удачных боевых вылетов он получит звание Героя Советского Союза, а пока, в 1942 году, Григорий Тимофеевич, обучившись лётному делу, практически сразу был направлен на Курскую дугу. «Обстановка была страшная, - вспоминает ветеран, - всё в дыму, видимость нулевая. На высоте семисот метров нечем было дышать. До сих пор вспоминаю ужас, который охватывал меня во время боевого вылета – не видя земли, мы ни в коем случае не должны были ударить по своим». С другой стороны, в воздухе одновременно находилось около тысячи самолётов, а значит, существовала огромная вероятность столкновения машин.

Следует отметить, что немцы в этой битве не имели в воздухе превосходства. Хотя сражение и считается танковым, роль авиации всё же трудно переоценить. Напротив, самую большую опасность для наших самолётов, по словам Г.Т. Лёвина, представляли немецкие зенитные комплексы. Дело в том, что истребители в условиях плохой видимости летали на уровне 1 – 500 метров от поверхности земли, такова особенность штурмовой авиации. Летали группами, по 4 – 6 самолётов под прикрытием союзников - французской эскадрильи «Нормандия – Неман».

«Прикрывали как могли, - вспоминает герой, - отлично владея техникой пилотирования Як-1, французские лётчики всячески приближали освобождение не только нашей, но и своей Родины». О самоотверженности и профессионализме союзников говорит хотя бы тот факт, что 5 июля все советские истребители вернулись на базу без потерь. А вылетов в тот день было немало, причём каждый длился не менее 45 минут. За это время самолёты успевали израсходовать топливо и боеприпасы. Более того, когда в небе было спокойно, и немецкая авиация не доставляла особых хлопот, французы подавляли зенитную артиллерию врага.

С теплотой и благодарностью теперь уже пожилой человек вспоминает французских лётчиков. Ради того, чтобы увидеться с боевыми товарищами, пять лет назад Григорий Тимофеевич проехал тысячи километров, но долгожданная встреча так и не состоялась. Из некогда бравой французской эскадрильи спустя 55 лет практически никого не осталось в живых. Ничего не поделаешь, такова жизнь, вздыхает ветеран. Уходят последние свидетели той кровавой войны, оставляя после себя только скупые фразы и воспоминания, пронизанные болью пережитого. «Некоторые говорят, что в 43-м году мы немцев уже забрасывали шапками. На самом деле всё было по-другому. По окончании сражения в нашем полку осталось всего 8 самолётов и 14 лётчиков», - рассказывает Г.Т. Лёвин.

После августа 43-го Григорий Тимофеевич продолжил воевать на I и IV Украинском фронтах, участвовал в освобождении Праги. Последний боевой вылет сделал 11 мая против войск СС.

Николай Григорьевич Прономарёв в составе 219 механизированной танковой бригады участвовал в освобождении Белгорода. В распоряжении советских солдат в то время находились танки Т-34, по техническим характеристикам противопоставлявшиеся немецким «Тиграм» и «Патерам». Однако солдаты быстро приспособились к уничтожению «непробиваемых» машин, и вскоре о быстроте и маневренности российских танков складывались легенды. «Если немецкие «Тигры» били исключительно «в лоб», то наши машины могли обойти противника и сзади и сбоку, это давало огромное преимущество, - говорит ветеран, - а, кроме того, мы брали массовостью, за нами стояли целые колонны новеньких Т-34».

С освобождением родного города связаны самые дорогие воспоминания солдата, воспоминания о первой заслуженной награде. На пожелтевшем от времени, потрепанном клочке бумаги на протяжении долгих лет Николай Пономарёв хранит личную благодарность Сталина. Затем его танковая бригада участвовала в освобождении Харькова, Кременчуга, Варшавы и Берлина.

Помимо беседы с ветеранами, Жан Гинель совместно с советником заместителя генерального директора РИА «Новости» М. Курмаевым посетили Белгородский Государственный историко-художественный Музей-Диораму «Курская битва. Белгородское направление», Белгородский литературный музей, а также совершили обзорную экскурсию по Белгороду. Сегодня визит продолжится посещением мемориала «В честь героев Курской битвы» и Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле».

"