Posted 12 марта 2018, 14:11

Published 12 марта 2018, 14:11

Modified 20 августа, 03:09

Updated 20 августа, 03:09

Новотаволжанский сахарный завод срочно ищет новых Боткиных

12 марта 2018, 14:11
«Объект культурного наследия» за шесть лет статус федерального значения так и не обрёл, да и регионального – только на бумаге.

Прогулка по развалинам

Пробраться на закрытый в 2011 году сахарный завод в Новой Таволжанке просто. Он никем не охраняется, кирпичный забор рушится, бродячие собаки и любители заброшенных зданий протоптали тропинку в снегу. Ощущение, что пробираешься по полуметровому слою сахара, рассыпавшегося из рушащихся вековых кирпичных складов.

В останках небольших помещений на территории – корпуса электрических и киповских щитов, водопроводов, недогоревших балок перекрытий. У главного корпуса и трубы – какой-то новый недострой, в самом главном корпусе – остатки витражей, обвалившиеся потолки, разрушенные лестницы и – от чего особенно грустно – рабочие журналы начала 2000-х годов, инструкции, противогазы. Попался даже ещё советский учебник «Основы экономических знаний для рабочих».

Есть следы и присутствия человека уже после закрытия – посуда, пустые бутылки. Но в субботний январский день из живых душ нам встретился только заяц. Который, впрочем, быстро покинул помещение.

И таблички – «Охраняется государством». Но трудно представить, что кто-то возьмётся эту умирающую красоту спасти.

Планов громадьё

Попытка была сразу после закрытия завода. Реставрацию его обсуждали во время рабочего визита в Новую Таволжанку губернатора Евгения Савченко 29 мая 2012 года. По словам главы региона, комплекс сахарного завода семейства Боткиных должен был стать жемчужиной туристического кластера, который планировали создать в Новой Таволжанке региональные власти.

Проект потребовал бы на своё осуществление сотни миллионов инвестиций. Тогда начальник управления культуры области Сергей Курганский считал, что главные корпуса завода необходимо оформить в статус федерального памятника архитектуры. Это позволило бы получить на реставрацию деньги из федерального бюджета. Восстановление памятников регионального значения должно было лечь на плечи областного бюджета.

Проектом занимался Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва. Планировалось воссоздать исторический облик завода, поставить памятники обоим сыновьям Петра Боткина и даже восстановить железнодорожную станцию Боткино и училище.

Представитель института Ирина Быльченко отмечала, что «с такой архитектурой и с такой исторической составляющей в России заводов больше нет», но что на памятник федерального значения претендует лишь само здание сахарного завода.

Постановления губернатора

8 июня 2012 года Евгений Савченко подписал постановление №50 «О включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения».

По нему семь объектов причислены к памятникам архитектуры регионального значения, в том числе и главный корпус сахарного завода в Новой Таволжанке.

В постановлении №51 от 29 мая 2014 года к таким объектам причислены уже семь памятников архитектуры и садово-паркового искусства в Новой Таволжанке, в том числе три, расположенных непосредственно на территории завода: контора сахарного завода, комплекс мастерских, коммутаторная, а также казармы заводских рабочих, больница и сад Боткиных. Установлены в нём и границы объектов.

Инвесторы не заинтересованы

От постановлений до реальных дел так и не дошло. В региональном бюджете, понятное дело, столько денег нет, а инвесторов такая разруха мало интересует. В администрации Шебекинского района нам рассказали, что объекты в настоящее время не эксплуатируются и требуют ремонтных работ.

При этом районная администрация собственником объектов не является, потому и расходы на капитальный ремонт или реконструкцию зданий в бюджете на 2018 год не заложены. Территорию бывшего завода предлагают потенциальным инвесторам, но «технические характеристики объектов» их не устраивают.

Был разговор с БГТУ им. В.Г. Шухова об использовании места как «выставочного зала и демонстрационной площадки для обучения студентов». Но дальше переговоров дело не пошло и здесь.

Мнение эксперта

Директор ООО «ЭкспертПроектСтрой», кандидат технических наук, доцент кафедры строительства и городского хозяйства БГТУ им. В.Г. Шухова Павел Сапожников считает: «Пока мы не поймём, что это за площадка по документам и по потенциалу, кому-то её предлагать – просто маниловщина».

Он рекомендует сделать следующее:

  1. Установить собственника данного земельного участка.
  2. Определить стоимость, за которую собственник земельного участка готов его реализовать.
  3. Определить статус объекта, который там есть. Может, он уже давно снят с учёта и списан, и кроме таблички на здании ничего об этом больше не напоминает?
  4. Определить мощности инженерных сетей, подведённых к данной площадке.
  5. Дополнительно у администрации Шебекинского района нужно запросить информацию о категории земель: подо что она предназначена.

Тогда можно будет сказать, сколько она стоит на самом деле, что там можно сделать, какова реальная рыночная стоимость, за сколько её будет готов приобрести бизнес для последующего развития, за сколько предполагает продать администрация.

Когда эта информация станет общедоступной, можно переходить к поиску бизнесменов. И, поверьте, бизнесмен, имея на руках данную информацию, будет вести себя более заинтересованно. Или наоборот, станет абсолютно всем понятно, почему бизнес-сообщество отказывается от решения больной проблемы депрессивной площадки Новотаволжанского поселения.Павел Сапожников

Подпишитесь