Posted 12 февраля 2020, 15:00
Published 12 февраля 2020, 15:00
Modified 20 августа, 01:51
Updated 20 августа, 01:51
Материнский капитал можно потратить только на определённый перечень нужд ребёнка: вложить в недвижимость, приберечь до времён, когда потребуется посещение детского сада или высшее образование. Есть вариант положить эти деньги в негосударственный пенсионный фонд, тогда мать будет получать ежемесячные выплаты после выхода на пенсию. Нельзя обналичивать деньги, но некоторые находят пути обхода этого запрета. Причём большинство просто теряет свой капитал и «дарит» его незнакомым людям.
Желающих нажиться на чужом материнстве хоть отбавляй. Законностью в этих делах и не пахнет, схемы всегда подозрительные и должны бы насторожить мам: что-то здесь не так. Однако желание побыстрее обналичить деньги и потратить их на текущие нужды, судя по всему, берёт своё и заставляет мозг и логику отключаться.
В белгородском отделении Пенсионного фонда России рассказали о ряде случаев совершения подозрительных операций с материнским капиталом. Редакция «Бел.Ру» направила запрос в УМВД России по Белгородской области с просьбой рассказать подробности о происшествиях такого характера.
Оказалось, что всё не так просто, как показалось на первый взгляд. В 2019 году уголовные дела по фактам мошенничества с маткапиталом не расследовались. Таких просто не было. Зато в декабре 2019 года в УМВД России по Белгороду обратились восемь женщин, которые жаловались на мошеннические действия со стороны неизвестных им лиц. Незнакомцы обналичили материнские капиталы при помощи нотариальной доверенности. Подробности схемы нам рассказали в отделении ПФР.
Пострадавшие нашли в социальных сетях тематические группы для многодетных семей, где предлагались услуги по беспроблемному обналичиванию маткапитала. Участникам предлагали быстро, за один день, а самое главное – «абсолютно законно» распорядиться средствами материнского капитала. Делалось это через фиктивную покупку участков или жилья.
Естественно, сами пострадавшие не признаются напрямую, что хотели обналичить эти средства. Это же уголовное преступление. Поэтому говорят, что мошенничество, мол, их обманули, а они хотели просто купить участок через посредника. Чтобы самим не заниматься документами. Татьяна Стригунова, заместитель управляющего отделением ПФР по Белгородской области
Обманутым мамам предлагали оформить нотариальную доверенность на совершение любых действий с материнским капиталом и оформление кредитов. Схема работала примерно так: доверенное лицо покупало участок земли за средства материнского капитала, а затем обращалось в Пенсионный фонд, чтобы получить соответствующую выплату. Изюминка, естественно, заключалась в том, что участок этот в реальности стоил гораздо меньше, да и перепродавался уже далеко не в первый раз. Полученную выплату выдать матери обещали не всю – часть уходила на покупку того самого участка, часть – посредникам за совершение всех этих «мутных» операций. В лучшем случае родительницы должны были получить 200 тысяч рублей. В худшем – оставались вообще без денег. Да ещё и без возможности пожаловаться в полицию – за желание обналичить маткапитал привлекли бы уже их самих.
Во многих случаях что-либо делать было уже поздно – доверенное лицо успело распорядиться средствами. Самое главное, что привлечь его к ответственности нельзя, ведь женщина сама добровольно оформила доверенность. То есть перед тем, как подписать какие-то бумаги, она вроде как должна была узнать человека и доверять ему. В шести случаях специалисты ПФР сделать ничего не смогли, по двум случаям удалось предотвратить распоряжение. Мама написала заявление с просьбой аннулировать доверенность. В большинстве случаев деньги вместе с доверенностью уходят в другие регионы.
Чаще всего доверенность оформляли на жителей Алтайского края и Чечни. С её помощью можно было заключать договоры с любым юридическим или физическим лицом, открывать счета в банке, получать и менять ПИН-коды.
Что интересно – мамочек совсем не смущало, что они белгородки, а доверенность выписывают на жителей Алтайского края или Чечни. Причём женщины достаточно образованные, современные, одна из потерпевших работает в образовательном учреждении. Здесь ещё проблема в том, что эти женщины, вероятно, хотели получить средства, чтобы направить их не по установленным законом направлениям.Татьяна Стригунова
Дело в том, что многие пострадавшие от мошенников живут в весьма стеснённых условиях и получают мизерную зарплату. Для того чтобы приобрести отдельное достойное жильё, одних только средств маткапитала явно не хватит (в 2020 году сумма материнского капитала при рождении первого ребёнка составляет 466 617 рублей, на второго – 616 617 рублей – прим. ред.). Ипотеку малообеспеченные родители позволить себе не могут, ни о какой финансовой подушке безопасности, отложенной «в чулок», и речи не идёт. Поэтому получение даже 200 тысяч рублей кажется весьма заманчивым предложением. На них, например, можно купить машину или сделать ремонт.
В территориальном органе ПФР отметили, что Пенсионный фонд должен уведомлять владельцев сертификата обо всех операциях на его счёте. То есть какой бы генеральной ни была доверенность и какие бы космические полномочия она ни давала – главный владелец сертификата всё равно будет в курсе всех дел. Казалось бы – почему тогда деньги уходят непонятным людям непонятно куда?
В подавляющем большинстве случаев мы с уверенностью можем сказать, что мамы были в «деле». То есть они прекрасно понимали, что чужой человек что-то там делает с их деньгами, обналичивает их и так далее. Но все эти мамы сидели и ждали, когда же им перечислят обещанную долю. А все эти «надёжные и честные фирмы» резко сворачивали свою деятельность, избавлялись от телефонов и больше не выходили на связь. Татьяна Стригунова
В ПФР уточнили, что уведомления действительно отправляли, но читали ли их владельцы сертификата – неизвестно. Логично предположить, что все подобные извещения отправлялись на мусорку даже не распечатанными.
Учитывая, что все женщины, пострадавшие от ушлых любителей халявы, совершеннолетние и дееспособные, уследить состав преступления в оформлении доверенности нельзя. Мамы самостоятельно и добровольно подписывали эти документы.
Чтобы распорядиться капиталом в другом регионе, необходимо обратиться в региональное отделение ПФР. Специалисты там запрашивают «дело» мамы из того региона, где она проживает в данный момент. То есть даже если доверенное лицо в условном Сыктывкаре решит купить или построить дом и обратится в Пенсионный фонд, местные специалисты затребуют документы белгородской мамы-владельца. Именно так удалось отследить 32 случая с доверенностями на жителей других регионов России. В Чечню, например, за прошлый год запросили 23 документа. Это значит, что минимум 23 женщины из Белгородской области оформили доверенность на чеченцев.
В ходе проверок и разговоров с некоторыми женщинами, оформившими такую доверенность, оказывалось, что мамы в принципе-то и не против, чтобы их деньгами распорядились. Правда, многие путались в показаниях и начинали «плавать» на этапе вопросов о территориальном расположении участка, на котором хотели построить дом. Их спрашивают, где он находится, что на нём есть. Естественно, они не могут ни описать его, ни сказать, где он находится. Одну спрашивали, действительно ли она собирается с детьми переезжать в ближайшее время в Чечню. Внятно ответить она не смогла. Татьяна Стригунова
Пенсионный фонд забил тревогу, когда выяснилось, что случаи приобрели массовый характер. Обратились в УМВД по Белгородской области, подключили прокуратуру, Совет безопасности, нотариальную палату области и другие ведомства. По всем 32 случаям проводится тщательная проверка, выясняется, на каких основаниях была оформлена доверенность на лицо из другого региона. В одном из случаев оказалось, что одно и то же жильё в Алтайском крае продавалось шесть раз. Жильё, как правило, очень ветхое и почти разрушенное, своих денег не стоит.
Мамам, которые сознательно идут на какую-то преступную сделку в попытке получить наличные деньги из материнского капитала, тоже приходится отвечать перед законом.
Возврат средств маткапитала возможен только по решению суда, однако на текущий момент никаких исковых заявлений от потерпевших не поступало. Уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат предусмотрена статьёй 159.2 УК РФ. По ней грозит наказание различной степени строгости: штраф до 120 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы до года, ограничение свободы до двух лет, принудительные работы на срок до двух лет либо арест до четырёх месяцев.