Posted 12 февраля 2016,, 13:26

Published 12 февраля 2016,, 13:26

Modified 29 июля 2022,, 13:00

Updated 29 июля 2022,, 13:00

День святого Валентина. Праздник или маркетинговый ход?

12 февраля 2016, 13:26
Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондент информационного агентства «Бел.Ру» услышала мнения нескольких сторон. Все за и против – в нашем материале.

День святого Валентина – праздник сравнительно молодой: он пришёл в Россию в начале девяностых. Может быть, на фоне «лихого» времени этот день стал своего рода отдушиной. Тогда праздник влюблённых, как всё новое и необычное, приобрёл большую популярность, а позже попросту прижился.

Экономят, но идут

Флорист Ольга Никифорова, собирая букет-заказ, рассказывает: «Скачок посетителей, несомненно, будет. Следовательно, и выручка не заставит себя долго ждать».

«Ажиотаж начинается за день-два до самого 14 февраля. Кто-то припасает «сердечки», кто-то звонит и просит оформить букет ко времени непосредственно в день празднования. Самый пик, конечно же, 14-го числа. С большими глазами запыхавшиеся мужчины и женщины самого разного возраста всё идут и идут. Умиляют первоклашки. Робости у них нет, берут сразу по 20 валентинок (смеётся).

В этой сфере я работаю девять лет, и думаю, что уже могу судить о предпочтениях наших жителей. Раньше тратили больше, это совершенно точно. Были «прынцы» с желанием удивить и подарить, ну не миллион роз, но тоже порядочное количество. Говоря о сегодняшнем дне, всплывает слово экономия. Порадовать хотят, но уже не с таким размахом», – рассказала Ольга.

Я просто хочу праздника

Общаясь на эту тему с влюблённой парой Марией и Олегом, не сразу понятно, кто ждёт 14 февраля больше. Казалось бы, приятности больше по душе женской половине. Но не тут-то было.

«Мне нравится удивлять любимую. Не вижу в этом вообще ничего плохого. Для меня День святого Валентина – это ещё один повод сказать, как я её люблю, и сделать какой-то сюрприз. Я просто хочу праздника для нас обоих», – поделился белгородец Олег Прозоров.

Эксплуатируют чувства грамотно

С каждым годом Дню святого Валентина всё больше и больше противопоставлялся православный праздник святых благоверных князей Петра и Февронии, память которых приходится на 8 июля. С 2008 года День Петра и Февронии приобрёл официальный государственный статус и стал называться Днём любви, семьи и верности.

Казалось бы, решение найдено: вот он – российский день влюблённых. Но за те годы, что он отмечается, при всём уважении к нему не приобрёл по-настоящему общенационального размаха. Не пришёл в каждое влюблённое сердце и не заменил в полном объёме День святого Валентина. Почему? Своё мнение на тему традиционного праздника для евпропейских стран нам высказал митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

«Так называемый праздник святого Валентина ничего общего с религиозными торжествами не имеет. Это удачный маркетинговый ход, когда разработчики различных развлечений эксплуатируют идею Дня влюбленных. И, конечно же, обставлен этот праздник с точки зрения психологических посылов очень грамотно. Во-первых, у каждого есть потребность любить и быть любимым. Во-вторых, люди робкие по своей сути хотят найти возможность высказать свои чувства. И вот такая потребность высказаться среди общего прославления любви – она отчётливо эксплуатируется в этом празднике», – считает владыка.

По его мнению, это то же самое, когда шарлатаны используют человеческую потребность быть здоровым. В ход идёт всё, а цель одна – получить выгоду.

«Когда-то мы по этому поводу имели очень большую дискуссию в Белгородской области и ясно определились, что это коммерческое предприятие и никто из государственных и религиозных структур не будет принимать в этом участия. И, естественно, сегодня люди уже по-другому воспринимают вспыхнувший вдруг культ валентинок и так далее. Они понимают, что за этим ничего не стоит», – говорит митрополит Иоанн.

А причём тут Валентин?

«Общество называет это Днём святого Валентина. Но хочу сказать о католической церкви: она ведь не признаёт этого праздника. Он никак не связан со святым Валентином. Мы имеем очень сильный маркетинговый ход, когда задействованы и социальные сети, и СМИ, и крупнейшие компании, продвигающие разные виды услуг и товаров. Надо сказать, что для достижения цели все средства хороши.

Там, где не развита социальная политика в молодёжной среде и власть не участвует в формировании повестки дня молодёжи, там этот день будет иметь широкое распространение. А там, где есть такие праздники, как Всемирный день православной молодёжи (который уже на протяжении 20 лет празднуется у нас в области), то тут у людей формируются ценности. Запрещать праздник официально? Зачем? В нём просто не стоит принимать участия. У нас есть свой», – подытожил владыка.

Кстати, психологи говорят, что желание получить как можно больше открыток в этот день связано с невысокой самооценкой. И не стоит забывать, что в том числе на наши социальные связи никак не влияет то число сердечек, которое мы получили.

Справка. А ещё 14 февраля празднуют День компьютерщика.

Илона Жукова

"