Posted 11 июля 2019,, 08:05

Published 11 июля 2019,, 08:05

Modified 29 июля 2022,, 13:08

Updated 29 июля 2022,, 13:08

К 2021 году детей в школах Белгородской области переведут на график с 08:00 до 18:00

11 июля 2019, 08:05
В Старом Осколе состоялось заседание совета по социально-гуманитарному развитию Белгородской области под председательством губернатора Евгения Савченко.

Основная тема – старт стратегии «Доброжелательная школа».

Сферу образования региона ожидают революционные изменения. По словам главы региона, новая стратегия является ещё более масштабной, чем «Управление здоровьем». Главная задача − вырастить здоровое поколение, нацеленное не на потребление, а на созидание, умеющее не только получать знания, но и применять их на практике.

Что такое «дружелюбная школа»?

Стратегия предполагает, что белгородские школы станут территорией комфорта и для педагогов, и для учеников и их родителей. Все дети получат возможность развиваться в разных направлениях и смогут получать от учёбы удовольствие без переутомления и перегрузок. При этом они будут защищены от рисков и опасностей и ориентированы на здоровый образ жизни.

Преобразования затронут и школы, и детские сады, и учреждения допобразования.

Школа будущего − это школа полного дня, где ученики будут находиться с 8 до 18 часов. После уроков они смогут отдохнуть, сделать «домашку» (по сути − самостоятельные упражнения для закрепления пройденного материала). При необходимости обратятся за консультацией к учителям или хорошо успевающим товарищам. Работа различных студий, кружков и секций позволит с пользой провести время, заниматься спортом или творчеством, знакомиться с различными профессиями (система дополнительного образования частично будет встроена в образование общее).

Расширить кругозор можно будет в библиотеке − обычной или виртуальной. А при подготовке к экзаменам или олимпиадам − воспользоваться помощью абсолютно легального репетитора. И всё это в дружелюбной атмосфере.

Для тех, кто знаком с современными школьными реалиями, всё это звучит как околонаучная фантастика. Хотя подобные проекты в Белгородской области уже были: это образовательные комплексы.

Стратегию представила заместитель губернатора Белгородской области Наталия Зубарева. Она обозначила проблемы, которые предстоит решить, и указала, как предполагается достигнуть поставленных целей.

От ремонтов до дизайна

Сразу отметим, стратегия − долгосрочная. Но первые итоги планируется подвести уже в 2021 году.

В первую очередь предстоит «привести в соответствие» материальную базу. Очевидно, что «школа полного дня» и обучение в две смены − несовместимы. Между тем в регионе вторая смена есть в 24 учебных заведениях.

В здании, где ребёнку предстоит провести 8−10 часов, непременно должны быть места для активного и тихого отдыха, общения и самоподготовки. А раз уж взят курс на развитие инклюзивного образования − необходимо создать благоприятную среду и для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом сегодня в регионе − 551 школа (из них 534 муниципальных, 13 государственных и 4 негосударственные), и лишь в 49 % из них есть доступная среда.

Поэтому в течение ближайших трёх лет в области запланировано построить или капитально отремонтировать 40 объектов: 29 школ, 7 детских садов и 4 организации дополнительного образования. К 2025 году отремонтированы будут уже 139 школ и 104 детсада. А к 2030-му − 309 школ и 204 садика.

Кроме того, в числе первоочередных задач − разработка вариантов ландшафтного благоустройства. Ведь территория вокруг школы должна быть удобной как для игр или занятий спортом, так и для прогулок.

Необходимо детально продумать зонирование внутришкольного пространства, проработать дизайн и удобную навигацию. Ну и наконец, предстоит оснастить и дооснастить учебные учреждения мебелью и оборудованием, в том числе компьютерами.

Необходимость цифровизации

Цифровизация, к слову, – отдельный проект в рамках стратегии. Ведь оснащение школ компьютерной техникой и быстрым интернетом необходимо для того, чтобы ученики могли на углублённом уровне изучать современные информтехнологии.

Но IT − это не только уроки информатики. Это и автоматизация управления учебным процессом, и оперативная связь с родителями (электронные дневники и журналы, специально разработанное мобильное приложение). Это и телеобучение с использованием электронных библиотек и открытых онлайн-уроков, и обеспечение безопасности (внедрение электронных пропусков), и многое-многое другое.

По мнению начальника департамента цифрового развития Евгения Мирошникова, чтобы осовременить белгородские школы, необходимо закупить 2 833 компьютера. Ещё 1 418 из имеющихся следует заменить, так как они устарели и «морально», и физически.

Отдельная проблема − недостаточная компьютерная грамотность педагогов. И над решением этого вопроса также придётся работать.

Внедрять IT-разработки будут постепенно, новые технологии первоначально опробуют в пилотных школах. А вот что будет сделано уже в ближайшее время − это унификация сайтов образовательных учреждений. Сегодня сайт школы − это источник информации, и единообразие позволит посетителю без труда найти нужные сведения.

Школьное питание

Не менее важным вопросом является организация питания. Согласитесь, если ребёнок проводит в школе целый день, лёгкий перекус в столовой − не вариант. Но, как признала Наталия Зубарева, хотя в области достаточно высокий охват школьников горячим питанием (97 %), его качество оставляет желать лучшего.

Причин много: дефицит квалифицированных поваров, однообразие блюд и их низкие вкусовые качества. Плюс невысокий уровень культуры правильного питания у детей и их родителей.

Для решения проблемы разработан проект «Фабрика социального питания». Его цель − обеспечить школьников и детсадовцев качественными, полноценными блюдами, приготовленными по современным технологиям. Стартует он в сентябре, пилотными муниципалитетами станут Белгород и Старооскольский округ.

К сожалению, улучшение качества питания, скорее всего, скажется на его цене.

Рассматривается и вопрос организации в школах питания по принципу шведского стола. Однако это возможно лишь при достаточно больших столовых, а они есть не везде.

Нематериальная составляющая

Если с оснащением и обеспечением всё более-менее ясно, то откуда же возьмётся дружелюбие? Ведь сегодня главная проблема не столько в отсутствии оборудования, сколько в конфликтах: между учеником и педагогом, педагогом и родителем, педагогом и руководством школы. Но, пожалуй, самые страшные последствия имеют конфликты в ученических коллективах.

Всё это − не только и не столько проблемы школы, сколько вызовы и риски современного общества, считают разработчики стратегии. И чтобы справиться с рисками, необходим целый комплекс мер.

Во-первых, нельзя недооценивать роль психолога в школьном коллективе. При этом сегодня таких специалистов в учебных заведениях в 3,3 раза меньше нормы. Да и квалификация их часто невысока. Поэтому предложено развивать в регионе систему психолого-педагогической службы для помощи детям, которые испытывают трудности в социальной адаптации или освоении школьных программ. В систему войдут 11 муниципальных центров.

Во-вторых, надо понимать, что школой жизнь ребёнка не ограничивается. Для его становления очень важна атмосфера в семье. Поэтому необходимо работать с папами и мамами, а также бабушками и дедушками. Возможно − организовывать клубы ответственных родителей, где в числе прочего знакомить членов семьи с современными тенденциями педагогики. И конечно − по максимуму вовлекать семьи в школьную жизнь.

Это, разумеется, не всё. Предлагается развивать систему наставничества, когда дети сами «подтягивают» друг друга в различных областях знаний и умений. С самых ранних лет привлекать ребят к участию в конкурсах, работе над проектами, коллективному творчеству.

Старт дан

В ближайшее время предстоит разработать оценочные листы учебных учреждений, детально проработать отдельные проекты, выбрать пилотные школы и многое другое.

Что из этого получится, а что нет − покажет время. Пока «доброжелательная школа» находится в самом начале пути.

"