Posted 11 июля 2018, 12:00
Published 11 июля 2018, 12:00
Modified 20 августа 2024, 01:58
Updated 20 августа 2024, 01:58
«Имеются основания полагать, что подсудимые могут скрыться от суда… Статьи 97, 99 УПК фактически не изменились и не отпали, поскольку подсудимые обвиняются в совершении преступлений, относимых законодательством к тяжким и особо тяжким, за каждое из которых предусмотрено наказание свыше трёх лет лишения свободы… Данные о личных качествах подсудимых не могут служить безусловным основанием в удовлетворении ходатайства о об изменении меры пресечения…», – молодая женщина, но очень строгий судья Елена Гудошникова скороговоркой прочитывает решение о продлении обвиняемым сроков пребывания под стражей до 25 октября 2018 года.
Инкриминированные подсудимым преступления не относятся к предпринимательской сфере, считает судья. Состояние здоровья Александра Пивоварова, который уже в СИЗО получил третью группу инвалидности, а заседание суда состоялось только потому, что, как он сам рассказал, «накануне хорошо прокапали», тоже не явилось аргументом в пользу домашнего ареста хотя бы для него. Он состоит на учёте с бронхиальной астмой, гипертензией, астигматизмом, но для этого неполного списка болячек содержание в камере, где семь человек, кроме него, курят, не является противопоказанием. Об этом и справка есть.
Предложенные защитой залоги в 2 и 3 млн рублей – тоже не аргумент, поскольку не компенсируют ущерба по делу в 241 млн рублей.
К концу октября срок в СИЗО для каждого из пятерых белгородцев составит 40 месяцев. Главный обвиняемый Виктор Филатов в обращении к суду вспомнил и ещё о нескольких «юбилеях»: 50-е заседание в Мещанском районном суде, 1 115-й день под стражей и 15-е рассмотрение сроков содержания под стражей, 14 из которых были автоматическими пролонгациями без рассмотрения доводов.
Хорошо, что в этот раз обвинитель не привёл аргумент, что подсудимые и адвокаты очень активно защищаются, задают много вопросов свидетелям и не признают вину. У меня ощущение, что мы находимся на необитаемом острове, а не в России и не в Москве, и Мещанский суд не входит в судебное сообщество и живёт не по законам российского государства. Все решения противоречат постановлениям Президиума Верховного суда, решениям Европейского суда (по правам человека – прим. ред.), который подтвердил чрезмерную длительность содержания под стражей, нарушение права на судебное разбирательство в течение разумного времени, рассмотрение жалоб судом и апелляционными инстанциями по 50 и более дней. Виктор Филатов
Виктор Филатов ещё раз озвучил позицию подсудимых: их уголовное преследование незаконно, дело сфабриковано следственными органами и заказано тем, кто имеет в деле статус потерпевшего. Привёл он и слова бизнес-омбудсмена при президенте РФ Бориса Титова, который назвал белгородское дело выдуманным, а люди сидят только потому, что высокому начальнику со связями захотелось поиметь красивое здание.
По словам Филатова, на сфабрикованность указывают 200 томов дела, где представлены хозяйственные документы, и показания опрошенных свидетелей.
- Не было представлено никаких доказательств, что было организованное сообщество, какая-то группа, что существовал сам факт хищения. Нас всячески пытались запугать, взять измором, следователь не успевал за год предъявить обвинение, поэтому он, не изменив ни единой запятой, вместо слов «организованная преступная группа» назвал «организованное преступное сообщество»… Я никогда преступником не был и не собираюсь им становиться.
Виктор Филатов
За предпринимателей поручились Борис Титов и присутствовавший на заседании омбудсмен по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи.
Александр Хуруджи рассказал перед заседанием, что информацию о ситуации доносили через межведомственную группу генпрокуратуры, в которой он состоит. Определённую уверенность вселили и слова председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой о том, что предприниматели не должны содержаться в СИЗО.
- Несмотря на то, что заведомо утяжелён состав в виде 210 статьи Уголовного кодекса, которое следствие, на наш взгляд, натянуло, другого слова не скажешь, по делу белгородских энергетиков, и это приводит к тому, что мы никак не можем пересмотреть меру пресечения, всем участникам процесса очевидно, что 210 статья к ним неприменима.
Александр Хуруджи
Также омбудсмен отметил, что при расследовании допущен целый ряд нарушений, а Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» подтвердил явный заказной характер уголовного преследования. Обратились и к головной компании «Россети» с просьбой проверить позицию потерпевшей стороны на возможность изменения меры пресечения.
- Мы обратили внимание на тот факт, что отсутствует подтверждение ущерба так называемой потерпевшей стороне… Наша судебная машина не всегда работает по рельсам закона. Надеемся, что слова председателя Мосгорсуда не разойдутся с делом. Мы недавно видели такое подтверждение: в одном из заседаний удалось изменить меру пресечения по делу по поставкам пайков.
Александр Хуруджи
Особенно будут следить за ситуацией Александра Пивоварова, который находится в тяжёлом физическом состоянии, уже на несколько заседаний его просто не смогли доставить по состоянию здоровья. Адвокат Пивоварова Славик Брсоян рассказал, что состояние здоровья его подзащитного можно рассматривать как стабильно негативное.
- Уже целый пул медицинских документов об этом предоставлен. Человек был больной и до заключения под стражу, но, по крайней мере, он инвалидом не был. Сейчас уже получил группу инвалидности, тенденция на отрицательную динамику, к сожалению, стабильная.
Славик Брсоян
Приехал на заседание поддержать отца Денис Филатов. Рассказал, что общался с Виктором Филатовым в последний раз месяц назад. Отец не из тех людей, которые будут жаловаться, тем более, сыну, настроен в хорошем смысле по-боевому и будет в этом деле идти до конца – до оправдательного приговора.
Адвокат Владимир Горелик представил аргументы против содержания подсудимых под стражей: безупречную репутацию людей, поручительства от представителей Совета Федерации, Госдумы, омбудсменов, самое последнее – обращение митрополита Иоанна, обстоятельства дела, показания свидетелей.
Но все аргументы разбивались одним от потерпевшей стороны и обвинителя: обвинение предъявлено в сфере иных правоотношений, а не по предпринимательской деятельности, ещё не опрошены все свидетели, суд не рассмотрел весь объём из 200 томов дела.
Владимир Горелик в своей речи сравнил статью 210 Уголовного кодекса с наркотиками или патронами, которые подбрасывают, чтобы обеспечить обвинение. Перед оглашением решения он выразил мнение, что гособвинение ангажировано.
- Если задача по продлению сроков содержания под стражей не будет выполнена, это означает брак в работе и существенные неприятности для прокурора. По принципу «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» прокурор будет стоять на своей изначальной позиции. Здесь было уже четыре прокурора, и все действуют в соответствии с той задачей, которую им ставит начальство. Тяжкое преступление, как участие в преступном сообществе, как основание продления стражи, может служить только на начальных этапах следствия. После – решения о продлении принимаются с учётом всех обстоятельств.
Владимир Горелик
Между тем, находясь под стражей, обвиняемые белгородцы просто не могут нормально готовиться к защите в суде. Виктор Филатов рассказал, что пишет ходатайства на коленке на втором этаже кровати. Кто-то находился в камере размером 120 на 160 сантиметров. Не хватает чисто физически кабинетов для встреч с адвокатами: на одно место претендует 20 защитников. Так, Владимир Горелик может встречаться с подзащитными не чаще двух раз в месяц.
Дальше будем добиваться в рамках выполнения требований закона от судов и прокуратуры. Метод один – ходатайства, жалобы, аргументация. И Европейский суд по правам человека. Владимир Горелик
Адвокаты белгородских энергетиков обжалуют решение суда в трёхдневный срок. Очередное заседание назначено на 12 июля.