Posted 11 февраля 2005,, 07:12

Published 11 февраля 2005,, 07:12

Modified 29 июля 2022,, 12:43

Updated 29 июля 2022,, 12:43

Экономический эффект от применения технологий электронной торговли в ОАО "Белгородэнерго" в 2004 году составил 34,5 млн. рублей

11 февраля 2005, 07:12
На прошедшей 10 февраля в административно-лабораторном корпусе ОАО «Белгородэнерго» видеоконференции представители СМИ области и белгородские энергетики говорили конкурентных закупках и применении технологий электронной торговли на предприятиях РАО «ЕЭС России, и, в частности, в белгородской энергокомпании.

Директор по маркетингу и продажам ОАО «Белгородэнерго» Геннадий Головской отметил важность этого вопроса для энергосистемы, так как электронная коммерция позволяет существенно снизить издержки предприятия, улучшить управляемость финансовыми потоками компании, организовать прозрачную конкурентную среду для поставщиков, создать условия для сдерживания тарифов на электро- и теплоэнергию для конечных потребителей. Кроме того, благодаря электронным торгам более, чем на 50% сокращаются временные затраты на подготовку документации для приобретения той или иной продукции. Основными направлениями закупочной деятельности на электронной площадке являются энергоремонтное производство, строительство и техническое перевооружение энергообъектов.


Белгородская энергосистема одной из первых среди АО-энерго начала осуществлять закупки посредством электронных торгов. С февраля 2003 года на базе программного продукта E-trade, разработанного специалистами ООО «Институт высоких технологий», в энергокомпании функционирует «Система информационной поддержки электронных конкурентных закупок ОАО «Белгородэнерго». Результатом ее работы стало создание наиболее выгодных условий сделок с поставщиками компании.

Прозрачная конкурентная среда позволяет им легко ориентироваться в предлагаемых другими фирмами ценах, одновременно обеспечивая анонимность заявок, видимых для конкурентов.

Интерес журналистов вызвали вопросы, связанные с влиянием человеческого фактора на выбор поставщика. Г. Головской подчеркнул - решение о выборе поставщика принимает не один человек, а конкурсная комиссия ОАО «Белгородэнерго». В ее состав входит несколько человек. Эти люди сообща определяют набор оптимальных параметров для осуществления закупок, таким путем достигается объективность в принятии того или иного решения.


Кроме того, объективный механизм в выборе поставщика–победителя и обеспечение наиболее выгодных условий сделки для Заказчика достигается с помощью группирования заявок на потребность товаров, работ, услуг нескольких филиалов по однотипной продукции и выставлении на торги одной «крупной» заявки, а также проведения экспертизы закупочной документации Заказчиков и заявок поставщиков группой уполномоченных экспертов, что обеспечивает снижение риска при приобретении и гарантирует требуемое качество продукции.

Отвечая на вопрос корреспондентов о защите системы информационной поддержки электронных конкурентных закупок ОАО «Белгородэнерго» от воздействия посторонних лиц или ненадежных партнеров, Г. Головской отметил, что прежде чем стать участником конкурса, все поставщики должны пройти обязательную аттестацию и получить официальный допуск к торгам.

Степень прозрачности электронных торгов в ОАО «Белгородэнерго» высока. Эффективность использования тоже. По данным, предоставленным отделом конкурсных закупок, из общего объема закупок предприятиями белгородской энергосистемы в 2004 году 20% закупок было проведено на электронной торговой площадке. Экономический эффект от применения электронных торгов в 2004 году составил 34,5 млн. рублей. По словам Г. Головского, в текущем году через систему электронных торгов планируется провести более 50% закупок от общего объема.

Один из самых ярких примеров эффективности электронных торгов в ОАО «Белгородэнерго» - приобретение автоматических выключателей ВА 53-41, производства завода «Контактор» г. Ульяновск, экономический эффект в этом случае составил 52% (648,7 тысяч рублей). Кроме того, как отметил начальник отдела конкурсных закупок ЗАО «Стройбизнес» Алексей Чалков, энергосистема регулярно приобретает на торгах несложное оборудование. Например, при покупке большой партии шкафов наружного освещения, благодаря конкурсу, удалось сэкономить более 4 млн. рублей.

В целом же по РАО «ЕЭС России» за первые три квартала 2004 года проведено 5055 конкурсов, в то время как все остальные естественные монополии (Газпром, РЖД и т.д.) провели всего лишь 832 конкурса.

По предварительным данным общий объем закупок предприятиями Холдинга в 2004 году составил 326 млрд. рублей. Из них 69% закупок было проведено на конкурентной основе, в том числе 43% - на открытых конкурсах. В 2005 году предприятия Холдинга планируют осуществить закупки на общую сумму свыше 300 млрд. рублей.


Что касается программных продуктов для реализации электронных торгов в РАО «ЕЭС России», с 2001 года здесь действует система информационной поддержки конкурсных торгов «TZS Elektra», а в октябре 2002 года начала работу электронная торговая площадка «В2В-Energo». «B2B-energo» предлагает заказчику технологический инструмент организации закупок, a «TZS-Elektra» является организатором торгов по поручению заказчика. Как отметил Г. Головской, в ближайшее время «TZS-Elektra» перейдет на иной принцип построения системы закупок. За основу будет взят функционал электронных конкурентных закупок ОАО «Белгородэнерго».

"