Когда журналисту лучше промолчать

Когда журналисту лучше промолчать

Когда журналисту лучше промолчать

10 ноября 2006, 11:58
Общество
Вопрос. Как вы отреагируете на толпу пьяных у ларька с пивом в руках и разговорами, где мат составляет девяносто процентов, а смысла нет и десяти? Скажите, вам смешно от их разговоров? Нет? Противно? Да? Странно... ну, очень странно, поскольку, услышав то же самое – разве что слегка прикрытое фиговым листочком цензуры – по телевидению или прочитав на страницах газет, мы улыбаемся. Юмор, как же!

К сожалению, что смешно – то востребовано, и потому передач и печатных изданий с элементами неформальной лексики становится все больше. И воспринимается сей факт как само собой разумеющееся. Бранные словечки давно не вызывают у нас возмущения, мы привыкли к ним, требуем их, как своеобразной перчинки в зачастую пресных материалах СМИ.

 

Пока спасает то, что далеко не все журналисты приветствуют использование завуалированного и не очень ненорматива в своих материалах. Вот несколько мнений представителей областных средств массовой информации.

 

Дмитрий Афанасьев, корреспондент ГТРК «Белгород»:

Сегодня средства массовой информации живут своей жизнью. Каждое отдельное СМИ – это как человек. Либо он внимательный и культурный, либо дерзкий и хамовитый. Характер СМИ зависит от его руководителей. Подчиненные – играют по их правилам. Отсюда и резкие высказывания.

 

Если канал «Культура» - это профессор исторических наук, искушенный театральный критик, или, на худой конец, одинокий человек, любящий почитать вечерами дома книгу, то НТВ – это подросток, страдающий максимализмом и желанием доказать всем и вся, что в мире все не так хорошо, как нам говорят. Жаль только, что интересы материальные у этого молодого человека уже давно стали главенствующими.

 

То же самое и с резкими высказываниями. Чтобы на тебя обратили внимание, нужно или выглядеть не так как все, или необычно себя вести. Но самый простой способ – встать посреди главной площади и кричать «нефильтрованные» слова. Без цензуры и без купюр. Тогда точно заметят. То же обстоит и со СМИ. Как говорится, «пипл хавает». А раз так, то задача некоторых СМИ – приготовить такое блюдо.

 

Нелли Султанова, начальник отдела коммуникаций управления по связям с общественностью БГТУ им. В.Г. Шухова:

Я считаю, что многие носители и пропагандисты массовой культуры используют ненормативную лексику, тюремный жаргон для того, чтобы скрыть отсутствие способности думать и излагать свои мысли нормальным русским языком. В общем, когда нечего сказать, но очень хочется, говорят ненормативно.

 

Лично меня беспокоит отношение большей части журналистов к языку. Многие позволяют его коверкать, полагая, что читателям ТАК будет понятнее и интереснее. На самом деле это простое неуважение к читательской и зрительской аудитории. Впрочем, отношение к русскому языку, как и к своему делу, зависит от общей культуры и образованности человека.

 

Думаю, что вузам журналистов надо готовить серьезнее и профессиональнее, уделяя внимание именно языковой подготовке и формированию общей культуры.

 

Светлана Мегедь, специалист по связям с общественностью пресс-службы УФПС Белгородской области – филиала ФГУП «Почта России»:

Я вполне представляю случаи, когда СМИ могут использовать ненормативную лексику. Не в оценке ситуации в стране, конечно, а в некоторых цитатах, ведь из песни слова не выкинешь. Например, если во время потасовки в Госдуме народные избранники переходят на ненормативную лексику – почему бы это не показать в новостях, пусть люди видят, за кого голосовали. Полагаю, в подобных случаях уместно «те самые» выражения «зацензурить» – многоточиями или звуковым «пиканьем».

 

Но мату ради мата, без разумного обоснования его присутствия на страницах газет и в телевизионных передачах я была бы не рада. Скорее всего, прекратила бы его слушать, смотреть, читать.

 

Ольга Петренко, корреспондент ИА «Белмедиа»:

Средства массовой информации всегда были и должны оставаться образцом грамотности и высокой культуры речи. Правда, в последнее время, стараясь быть ближе к народу, пресса теряет свой классический облик вместе с авторитетом читателей.

 

СМИ – ориентир для читателя, в том числе и ориентир языковой. Зачастую именно журналист формирует речевую культуру масс. Вполне естественно, что, воспринимая журналистское «произведение» с использованием ВСЕХ языковых пластов, читатель воспринимает происходящее как норму.

 

Тему ненормативной лексики в СМИ можно продолжать еще долго. Конечно, отыщется ряд аргументов с противоположной стороны, в которых будут представлены доказательства в пользу арго на страницах газет и на ТВ. Как бы то ни было, раз СМИ в наше время отведена роль воспитателя, то негоже ему – разносторонне образованному и эрудированному – выражаться непотребными словами.

 

Куратор рубрики – Наталья Тищенко

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter