Posted 10 июля 2004,, 14:09
Published 10 июля 2004,, 14:09
Modified 14 декабря 2023,, 16:01
Updated 14 декабря 2023,, 16:01
Правительство Российской Федерации 9 июня 2003 г. приняло Постановление о проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования. Эксперимент по введению профильного обучения в старших классах рассчитан на три года. Основная задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, в отработке гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Переход к профильному обучению преследует основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Разработчик концепции профильного обучения Анатолий Пинский – директор Центра социально-экономического развития школы, советник Министра образования и науки РФ, видит главную цель профильного обучения в том, что при организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся. «Наша школа не учит детей выбирать. Педагогическая сущность профилизации старшей школы заключается в расширении свободы выбора и индивидуализации обучения. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. Профильное обучение не ставит целью дать детям профессию и не является производственным обучением, так же элитным образованием или полным заменителем универсального (непрофильного) обучения
».
Прежде всего, это работа по индивидуальным учебным планам, гибкое формирование классов и учебных групп, проектные и дистанционные методы обучения. Важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.
Эксперимент уже проходит в ряде школ Москвы, Ярославля, Самары, Перми, Нижнего Новгорода.
В Белгородской области к реализации эксперимента приступают с 1 сентября 2004 года. Определено 43 общеобразовательных учреждения области, реализующих в порядке эксперимента программы предпрофильного и профильного обучения (см. таблицу). Каждая базовая школа выбрала один или несколько профилей:
1. Социально-гуманитарный
2. Физико-математический
3. Химико-биологический
4. Информационно-технологический
5. Филологический
6. Агро-технологический
7. Социально-экономический
8. Оборонно-спортивный
Если дети хотят изучить несколько профилей, то они могут приходить в базовую экспериментальную школу и там обучаться выбранному предмету, исходя из этого, формируются гибкие учебные группы и индивидуальные планы. В идеале ученик, например, одной из Белгородских школ может изучать углублённо информатику в СОШ№49, экономику в гимназии №1, а литературу в гимназии №5, в школе искусств обучаться игре на гитаре, ходить на футбол в спортивную школу, и это будет отражено в его «портфолио». Должна заработать единая муниципальная образовательная сеть. Другое дело - как быть сельскому школьнику.
На совещании в БелРИПКППС по организации профильного обучения обсуждались многие проблемы, с которыми столкнулись руководители экспериментальных школ:
1. Финансирование,
2. Система оплаты труда педагогов,
3. Нехватка квалифицированных кадров, способных полностью перестроить свою систему работы;
4. Обеспеченность учебниками, методическими и наглядными пособиями,
5. Разработка учебных программ, учебных планов элективных курсов (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы),
6. В сельских школах - малая наполняемость классов учениками,
7. Психологическая проблема – школы не хотят отпускать своих талантливых учеников в профильные классы.
8. А самое главное – недопонимание педагогами на местах главной идеи разработчиков эксперимента.
На недавнем заседании федеральной рабочей группы по профильному обучению, которая собиралась в Москве, Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что задача школы «научить человека учиться, а для этого у него должна присутствовать прочная база знаний, на которую он всегда будет опираться. Необходимо найти баланс между профильным обучением и академическим образованием, которым мы все так гордимся».
Специально для ИА «Бел.Ру» Ирина Будагянц