Posted 10 апреля 2020, 17:00

Published 10 апреля 2020, 17:00

Modified 20 августа, 01:55

Updated 20 августа, 01:55

Бросил учёбу, работу, пошёл к психиатру: как живёт белгородец с расстройством психики

10 апреля 2020, 17:00
Сюжет
Работа
Это лишь первая история из трёх, которые опубликует ИА «Бел.Ру». Она о том, как молодой человек с диагнозом с помощью друзей и терапии живёт счастливой жизнью — и всем советует.

К людям с расстройствами психики всегда относились по-особенному: какое-то время их просто боялись, когда-то – даже казнили, а сегодня — чаще не понимают, игнорируют, не относятся к проблеме всерьёз или, что хуже, насмехаются. Но проблема от этого никуда не исчезает. Тем временем во всех развитых странах число людей с нарушением психики только растёт. По данным Минздрава, к 2019 году в России таких людей уже насчитывалось более двух миллионов.

Общество зачастую боится того, что не понимает. Поэтому корреспондент ИА «Бел.Ру» пообщалась с тремя молодыми белгородцами и их родными, чтобы показать, что с такими диагнозами живут, и живут счастливо. Их близкие так же с ними общаются, дружат, создают семьи. Многие окружающие могут даже не подозревать, что рядом человек с особенностью. Главное — понять, как общаться с такими людьми, что они чувствуют, о чём и почему задумываются и как разумно их поддержать.

Возможно, этот материал покажет какому-то человеку с проблемами, что психическое расстройство — это серьёзно, но не критично; человеку, у которого болеет близкий, — что не стоит этого бояться или стесняться; остальным поможет научиться терпимости.

Интерес стал пропадать вообще ко всему, что делает человека полноценным

Герой нашего первого материала — Дмитрий. Ему 22 года, и у него биполярное аффективное расстройство (БАР) и психастения.

Справка. По классификации психических расстройств МКБ-10 биполярное аффективное расстройство — это расстройство, для которого характерны повторные (не менее двух) эпизоды, при которых значительно нарушаются настроение и уровень активности. Эти изменения заключаются в подъёме настроения, повышенной энергичности и активности (мания или гипомания) и наоборот — в снижение настроения, пониженной энергичности и активности (депрессия).

Психастения в толковом словаре Ушакова описывается как душевная болезнь, характеризующая неуверенностью в себе, мнительностью, постоянными страхами, навязчивыми мыслями.

Дима живёт, учится и работает в Белгороде. Проблемы с психическим здоровьем у него начались в 17 лет, когда он поступил в университет. «У меня начал пропадать интерес к образованию. На парах я сидел без малейшего интереса, а единственной мыслью было — свалить домой и лечь в постель», — рассказал молодой человек.

С такими мыслями на занятиях сидит чуть ли не каждый второй первокурсник. Поэтому Дмитрий подумал, что просто выбрал не ту специальность, и решил перевестись на факультет, куда давно хотел.

Перевёлся на платное, но ситуация не изменилась, а только ухудшилась. Я понял, что дело вовсе не в учёбе, а во мне. Интерес начал пропадать вообще ко всему: к спорту, быту, друзьям, семье, ко всем вещам, которые делают человека полноценным в обществе. Я превратился в робота. Бросил учёбу и думал, что со следующего года начну всё заново, а сейчас просто отдохну. Дмитрий

Крепкий пацан, все живы и здоровы, а ты плачешь и не можешь успокоиться

Никакого отдыха не получилось. Пропал аппетит, начали появляться панические атаки, суицидальные мысли и, что самое печальное, по словам нашего героя, — резкие перепады настроения: от смеха до истерики со слезами.

И это было очень тяжело. Крепкий пацан, все живы и здоровы, а ты плачешь и не можешь успокоиться. В таком состоянии я провёл пару месяцев: лежал на кровати, ел, курил и всё. Дмитрий

Тяжелее всех видеть такие состояния Димы было его маме. Её сын раньше всегда был крайне активным и покорял любые вершины на раз-два. Она-то, в период очередного такого срыва, и решилась предложить ему сходить к психиатру. Дима согласился, потому что сил больше не было.

«К психиатру я пошёл неофициально, — заявил белгородец. — Потому что я тогда был под призывом и не хотел, чтоб были проблемы на медкомиссии». Была такая возможность, так как доктор оказался знакомым мамы.

На приёме они долго беседовали. Дмитрий рассказал врачу всю свою жизнь. Психиатр назвала его состояние депрессией, назначила препараты и порекомендовала заниматься психотерапией (она же и дала парню контакт психотерапевта). С того дня Дима начал пить таблетки и ходить на терапию, но стало только хуже.

Появились побочные эффекты от таблеток. Психиатр предупреждала, что курс придётся подбирать. С третьего раза мы подобрали наиболее подходящие мне препараты, через месяца три от них стал проявляться результат. Я устроился на работку, решил вопрос с армией. Наступило лето, я прекратил заниматься с психотерапевтом и бросил пить таблетки. Решил, что всё наладилось. Дмитрий

Не тут-то было. История повторилась вновь: снова брошенная учёба, потеря работы, слёзы, нежелание жить.

У них не принято называть диагнозы, но я выпросил: у меня «биполярка»

Дима снова неофициально пошёл к психиатру, но уже к другому. Молодой человек рассказал, что со вторым специалистом они работали дольше и тщательнее: поведал всю свою жизнь, ответил на все вопросы и, спустя время, она поставила диагноз.

Вообще у них вроде как не принято называть диагнозы, но я выпросил. Мне почему-то хотелось, чтоб прозвучали какие-то термины. Она сказала, что у меня «биполярка» (БАР) и психастения или обсессивно-компульсивное расстройство. Мы вновь подобрали препараты, я вернулся к психотерапии (по сей день хожу на сеанс), и к 20 годам я полноценно вернулся в жизнь. Дмитрий

Справка. В словаре психиатрических терминов обсессивно-компульсивное расстройство — это состояние, при котором самым ярким симптомом является необходимость выполнять определённое действие, развивать какие-либо идеи, вспоминать события прошлого или размышлять по поводу абстрактной темы. Нежелательные мысли, которые одолевают, настойчивость слов, идей и размышлений воспринимаются больным как неадекватные. Обсессивными действиями могут быть поступки, направленные на то, чтобы ослабить тревогу (например, мытьё рук как спасение от заражения). Попытки отогнать непрошенные мысли или побуждения могут привести к тяжёлой внутренней борьбе, сильной тревоге.

Сам Дима объясняет своё состояние так: «Это когда сначала тебе очень хорошо, а потом — очень плохо. По МКБ-10 много разновидностей, в зависимости от того, какой у тебя сейчас эпизод. У меня сейчас F31.3. — „Очень хорошо“. Выражается в мании или гипомании: ты мало спишь, суперактивен, полон идей, пытаешься их реализовать. Когда „Очень плохо“ — это всё противоположное. В книге „Безумие ли?“ Александр Граница написал одну из глав, посвящённую именно БАР. Там всё наглядно и понятно, да и вообще для общего развития хорошая книга, рекомендую».

Непонимания встречаются даже в дружной семье, но воспитанных в СССР понять можно

«У меня очень классная и дружная семья, но всё равно я встретил непонимание, особенно мужчин», — поделился Дима. Его мама — медик и имеет представление, что к чему. Женщина поддерживала сына всеми способами и больше всех. Отец тоже не оставался в стороне, но молодой человек думает, что это, скорее всего, под влиянием мамы.

Стоит отдать ему должное, он ни разу не устроил скандал, хотя ему очень тяжело понять, как это: просто лежать и никуда не ходить. Единственный в семье, с кем у меня был конфликт на почве болезни, — это мой дядя. Дмитрий

Дядя молодого человека сначала не воспринял всерьёз диагноз и особенности в поведении племянника. Дима рассказал, что тот на него кричал, говорил, что из-за него вся семья страдает. Конфликт чуть ли не дошёл до драки, но потом стух. Это было всего один раз, за что дядя потом извинился, а Дима и не держал зла.

Мужиков, воспитанных в Советском Союзе, можно понять. В СССР не было секса — была любовь – и не было никаких отклонений по психиатрии. Считают, что сейчас поколение слабее. Но моё скромное мнение: советская психиатрия и информированность людей о психзаболеваниях оставляли желать лучшего. Дмитрий

Сейчас с близкими у Димы «всё огонь», как он сам выражается. Они поняли, что это такое же заболевание, как хронический насморк или аллергия. Никто теперь не смотрит на него косо или с недоумением.

Друзьям молодой человек признался во всём только спустя год. Пришлось это сделать, когда закончились отговорки на вопросы, почему он никуда не выходит, часто не отвечает на звонки. «Решил сказать, как есть. Вообще ничего не изменилось в общении с ними, на то они и друзья», — довольно сказал Дима.

Нужен индивидуальный подход, но вы его найдёте, если это ваш близкий

Сегодня герой нашей истории заочно учится на учителя и психолога. К психологии у него появился интерес после долгих размышлений и анализа своего поведения. «Так что у этого всего был плюс — я стал чуть образованнее», — считает сам Дмитрий.

Он рассказал, как недавно на работе коллега сам оказался в похожей ситуации, а Дима ему помог. Можно сказать, жизнь спас. Теперь наш персонаж научился контролировать своё поведение и даже больше — сам выступает в роли психолога для коллеги.

Биполярку я держу под контролем препаратами. Благо, она у меня в лёгкой форме, и я в состоянии отдавать себе отчёт, что со мной что-то не так. Что касается психастении, то избавиться от неё полностью нельзя. Это как тип личности. У тебя просто есть бесконтрольные навязчивые мысли и действия (ритуалы). Но рассказывать о них не хочу. Дмитрий

Во время ухудшения психического состояния Дима старается свести к минимуму любые контакты. Он предпочитает провести эти дни в одиночестве, но признаётся, что внимание друзей всё же очень ценно и помогает.

Если пацаны позовут куда-то — это классно, приятно. Когда зовут лишний раз погулять, то понимаю, что я не один, кому-то нужен и всё хорошо. Дмитрий

Друзьям, родственникам, вторым половинкам и прочим, кто замечает у родного человека симптомы депрессии или странности в поведении, Дима советует намекнуть на поход к специалисту. Это не обязательно должен быть психиатр. Молодой человек не отрицает, что для многих это пугающее слово. Сам говорит:«Вы можете услышать в ответ: я что тебе - шизик, чтобы к мозгоправу ходить?». Если сталкиваетесь с негативом, лучше, по мнению парня, предложить сходить к неврологу.

Вообще нет универсального рецепта, как вести себя, чтобы помочь человеку. Нужен индивидуальный подход, но если это ваш близкий, то вы его найдёте. Можно позвонить по горячей линии и рассказать специалисту, какие вы наблюдаете изменения в человеке. Специалист вам подскажет. У депрессии много симптомов (их можно загуглить). Если хотя бы парочка есть у вас или у близкого, нужно сходить к врачу. Я много раз был на Привольной улице в психоневрологическом диспансере. Там самые обычные люди: у кого бессонница, у кого депрессия. Нет ничего страшного, чтобы сходить к врачу. Просто будьте внимательнее друг к другу. Дмитрий

При должном отношении близких жизнь продолжает струиться в нормальном ключе

Иван — товарищ Димы. Они давно знакомы и считают друг друга близкими друзьями, но даже при таком условии Иван признаётся, что не сразу понял, в чём дело и почему всё так происходит.

В 2016 году, когда был в разгаре первый курс, Дима внезапно отчислился из университета. Это действие было крайне непонятно. «Почему?» и «Что дальше?» — эти вопросы возникли у меня моментально. Когда я у него спрашивал, то в ответ слышал только, что это не его, нет настроения учиться и что он ничего не хочет. Шли месяцы, а его настроение не менялось. Я уже начал подозревать, что с его самочувствием непорядок. Иван, друг Дмитрия

Ваня рассказал, что позже Дима сам ему признался в своих проблемах с психикой и диагнозе. Сначала друг нашего героя принял его рассказы за подростковые страдания и, как и дядя Димы, не воспринял всерьёз. Но когда пришло понимание, что это реальное заболевание, как и любое другое, отношение к другу не изменилось в худшую сторону.

Естественно, как его друг, я хотел всячески ему помочь: старался подбадривать, общаться только в позитивном ключе. Хотелось больше узнать ход его мыслей, стараться их понять. Я, своего рода, чувствую некоторую ответственность за людей, которые мне небезразличны, поэтому стараюсь предпринять все попытки для того, чтобы состояние этих людей было в порядке. Иван, друг Дмитрия

Ваня стал более внимательным к Диме: больше прислушивался к его словам, чтобы понять, что же всё-таки беспокоит близкого человека. Так было проще помочь, даже если не делом, а только словом. По наблюдениям Ивана, не всегда надо стараться развеселить человека с расстройствами или навязывать какую-то помощь. Иногда лучше оставить его наедине со своими мыслями.

Иногда следует просто находиться рядом. Друг понимает, что одно лишь присутствие является огромной поддержкой в эмоциональном плане. Как говорится, у всех свои тараканы в голове. Поэтому не стоит бояться, если у вашего близкого какое-либо отклонение в психическом состоянии. Иван, друг Дмитрия

Ваня рекомендует всем, кто оказался в похожей ситуации, не паниковать и не думать, что это конец света. Он согласен, что расстройства психики — это всегда серьёзно. Но Иван уверен, что «при должном отношении со стороны близких и окружающих жизнь продолжает струиться в нормальном ключе».

Подпишитесь