Posted 10 марта 2022, 07:36
Published 10 марта 2022, 07:36
Modified 20 августа, 04:17
Updated 20 августа, 04:17
Журналисты «Коммерсанта» прибыли в Белгородскую область, чтобы узнать, как спецоперация повлияла на граничащий с Украиной регион. За две недели из-за «инцидентов» в области пострадали несколько домов, некоторые из них разрушились незначительно, а некоторые — не подлежат ремонту. Также регион принимает беженцев, однако их приехало не так много.
Белгородцы уже перестали реагировать на гул самолётов над городом, поскольку привыкли к пролетающей военной технике. Тем не менее в регионе действуют повышенные меры безопасности. Все подозрительные автомобили сотрудники ДПС проверяют с сопровождением военных, одетых в бронежилеты и шлемы со щитками, закрывающими лицо.
7 марта в Минобороны заявили об открытии гуманитарных коридоров из Харькова и Сум. На границу отправились автобусы ЕТК, чтобы забрать прибывающих беженцев. Им пришлось вернуться в город пустыми — эвакуироваться через гумкоридоры мирному населению не удаётся.
Границу жители Харькова всё равно пересекают, однако своим ходом. Украинцы приезжают в регион на личных автомобилях. Преимущественно харьковчане прибывают на отечественных авто и старых иномарках, а к машинам крепят красные и белые ленты. На стёклах некоторых машин появился знак Z — символ спецоперации. В последующие дни в регион также приезжали беженцы, тоже своим ходом. В Белгороде при этом работает более 20 пунктов временного размещения на 17,7 тыс. человек. Они не заполнены даже на 15%.
МЧС в свою очередь на границе развернуло мобильный пункт размещения, рассчитанный на 100 человек. Там есть отапливаемые палатки, спальные места, столовая, медпункт. В 10 км от границы организовали блокпост, через который перевозят еду и гуманитарную помощь от добровольцев. Проехать могут не все желающие — пускают только авто с символикой Z. Неподалёку, рядом с Октябрьским, волонтёры организовали небольшой лагерь, где военным раздавали еду.
На ближайшей к границе ж/д станции в Весёлой Лопани стоял поезд с разнообразной техникой, в основном гражданской. Его сопровождали люди в камуфляже. Они развели костёр на пустыре рядом с вокзалом и готовили обед. Молодые люди рассказали, что всё необходимое у них есть, а настроение бодрое.
Побывали журналисты и в местах, где были разрушения. Первое из них произошло в Майском на улице Спортивной. В дома попало неопознанное боевое устройство, его обломки исследуют следователи. Два дома разрушены, пострадали ещё три.
Дом № 145 восстановлению не подлежит, поскольку был разрушен почти полностью. Соседний дом, который пострадал меньше, 7 марта уже начали сносить. Рабочий рассказал журналистам, что «снаряд очень хорошо попал», если бы ближе к жилым домам, то их стенки просто завались бы, а в таком случае могли бы появиться и жертвы. Он также предположил, что другие пострадавшие дома тоже придётся сносить — по стенам пошли трещины, кладка будет рушиться дальше.
5 марта во время очередного «инцидента» повредили дом уже в Белгороде на улице Везельской. Это произошло в частном секторе неподалёку от центра города. Губернатор Вячеслав Гладков заявлял, что произошедшее «не было обстрелом». Мэр города Антон Иванов подтвердил лишь «громкий хлопок, сопровождавшийся вспышкой». На другой стороне расположены малоэтажные дома для молодых семей. Из своих окон белгородцы снимали видео со «вспышкой» над частным сектором.