Posted 10 февраля 2020,, 10:29

Published 10 февраля 2020,, 10:29

Modified 17 сентября 2022,, 16:46

Updated 17 сентября 2022,, 16:46

Чем докажете? Как во время следствия теряют вещдоки

10 февраля 2020, 10:29
В Белгородской области несколько раз теряли вещественные доказательства по различным делам.

Вещдоки могут в корне поменять мнение суда о том или ином инциденте. Обычно их собирает следствие и хранит в специальном месте, к которому есть доступ у ограниченного числа лиц. Однако случаи исчезновения улик на самом деле не так редки, как хотелось бы.

Самыми известными были случаи, прогремевшие на всю страну. В 2012 году в ДТП на Ленинском проспекте в Москве столкнулись автомобиль Mercedes S500 и Citroën C3. В первой иномарке в качестве пассажира ехал вице-президент «Лукойла» Анатолий Барков, за рулём второй машины была 37-летняя жительница Подмосковья. Она скончалась на месте, её свекровь, ехавшая на пассажирском месте, умерла через несколько часов. Барков отделался не только незначительными травмами, но и избежал судебного разбирательства, хотя именно Mercedes, по данным очевидцев, выехал на встречку. Свидетельские показания не были учтены судом, а вещдоки в виде записей с регистратора и камер наблюдения таинственным образом исчезли. Виновной в ДТП признали погибшую женщину.

В 2015 году у бортпроводника рейса Москва — Пекин изъяли четыре чемодана и сумку. В них обнаружили 105 кг наркотиков, которые мужчина пытался провезти в российскую столицу. Вещества изъяли, однако в ноябре 2019 года оказалось, что все 105 килограммов запрещёнки куда-то пропали. Суд не мог дать разрешение на уничтожение улик, потому что один из фигурантов дела всё ещё находится в розыске.

Самый забавный случай последнего года — исчезновение кота-наркокурьера. Один из заключённых тульской колонии № 6 решил наладить поставку наркотиков с «большой земли». Для своих целей мужчина использовал кота, который жил на территории колонии. Он, как любая кошка, гулял сам по себе и частенько выбирался на волю через небольшой лаз. По версии обвинения, на кота надели ошейник с кармашком, в который положили наркотики и отправили с посылкой в места не столь отдалённые. Однако усатого курьера задержали и признали вещдоком. «Серо-бело-чёрного» курьера отправили на передержку в зооуголок на ответственное хранение.

Видимо, жизнь в колонии не прошла для животного бесследно и заложила патологическую тягу к бегству. Сотрудница зооуголка сообщила, что коту разрешали покидать клетку, он пересёкся с собаками, испугался и убежал. Адвокат говорит, что кот был важным вещдоком, необходимым для проведения следственного эксперимента. Естественно, теперь доказать причастность кота к преступлению и его роль в качестве курьера довольно сложно.

В Белгородской области тоже не всегда относятся достаточно ответственно к сохранению улик и вещдоков. Так, например, приехавшая в Белгород петербурженка якобы лишилась автомобиля. По её словам, Lada Largus в начале января 2020 года оказалась угнанной. Полиция проверила информацию и нашла автомобиль. Правда, не у угонщиков, а в гараже, куда предприимчивая женщина его спрятала.

Автоледи хотела получить страховую выплату, которая предусмотрена в случае угона. На нарушительницу завели уголовное дело за заведомо ложный донос о совершении преступления. Автомобиль изъяли в качестве вещественного доказательства и оставили на стоянке возле отдела полиции № 2 Белгорода. Однако 22 января машина пропала, теперь её угнали уже по-настоящему.

Мы направили запрос в прокуратуру Белгородской области, чтобы узнать, единичный это был случай исчезновения вещдоков или бывали другие инциденты. Оказалось, что за два года в регионе дважды пропадали улики.

При подаче уголовного дела в следственный орган в декабре 2018 года в Белгороде потеряли раскладной нож, которым были нанесены телесные повреждения. Пострадавший выжил, здоровью был нанесён лёгкий вред. Тем не менее нож, хотя и не являлся холодным оружием, был важным вещественным доказательством. Его по неосторожности потерял сотрудник полиции. В прокуратуре добавили, что дознавателя привлекли к дисциплинарной ответственности и инициировали доследственную проверку. Утрата вещдока в этом случае не повлияла на ход расследования. Обвиняемый не отрицал своей причастности к преступлению.

Ещё один случай произошёл в 2018 году в Старом Осколе. Злоумышленники реализовывали немаркированную алкогольную продукцию. В сентябре виновных осудили и приговорили к различным видам наказания. А в ноябре старооскольская прокуратура решила провести проверку соблюдения требований хранения вещдоков и не досчиталась нескольких бутылок алкоголя. Куда они делись, осталось неизвестным, но по факту возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями). Дело до сих пор находится в производстве. Исчезновение бутылок не изменило участи осуждённых за незаконную реализацию — приговор оставлен в силе.

"