Posted 9 октября 2004,, 11:51

Published 9 октября 2004,, 11:51

Modified 29 июля 2022,, 13:34

Updated 29 июля 2022,, 13:34

Альтернативной службе быть!

9 октября 2004, 11:51
8 октября в Шебекинском городском доме культуры состоялось совещание по теме «Гуманизация идеи альтернативной гражданской службы».

Оно было организовано по инициативе коалиции «За демократическую АГС», Гуманитарно-благотворительного центра «Сострадание» (г. Москва), Шебекинской местной общественной организацией «Гражданское согласие» при участии администрации Шебекинского района и г. Шебекино. В совещании приняли участие С. В. Кривенко – член рабочей группы по вопросам альтернативной гражданской службы (АГС) при Правительстве РФ, эксперт Комиссии по правам человека при Президенте РФ, Е. В. Джирикова – Заслуженный работник Министерства труда РФ, директор гуманитарно-благотворительного центра (ГБЦ) «Сострадание» (г. Москва), П. И. Яковенко – зам. главы администрации Шебекинского района, А. А. Михайлова – секретарь Шебекинского районного Совета депутатов, В. Т. Посохов – директор департамента федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, В.П. Гончаров и В.С. Солгалов – сотрудники областного военкомата, В.Е. Вакула - военный комиссар Шебекинского района, специалисты служб здравоохранения и социальной защиты области и района, руководители и члены общественных организаций, призывники, журналисты.

В начале совещания выступил С. В. Кривенко, который рассказал о том, что члены рабочей группы по вопросам АГС при Правительстве РФ совместно с ГБЦ Сострадание проводят общероссийский анализ реализации Федерального Закона «Об альтернативной гражданской службе», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Рабочие поездки позволили выяснить один факт: общество не готово «принять» новый закон. В то же время этот нормативно-правовой акт смог наконец-то реализовать ч.3 ст.59 Конституции РФ, которая гласит: «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой». К сожалению, в результате жесткого давления военного ведомства Россия получила скорее пародию на АГС, а сам новый закон правильнее было бы назвать «законом о безальтернативности», поскольку он предусматривает возможность прохождения АГС в организациях Вооруженных сил без согласия призывника. Закон не соответствует Конституции и ряду международных обязательств РФ и фактически отпугивает призывников от АГС. Он устанавливает самый длительный в мире срок альтернативной службы (3,5 года), что по существу является наказанием молодых людей за их убеждения. А «преимущественно экстерриториальный принцип», при котором «альтернативщики» обязаны проходить службу за пределами региона проживания, делает альтернативную службы неоправданно затратной и трудноосуществимой для социальной сферы. Так, направленному военкоматом призывнику работодатель (а это, как правило, учреждения здравоохранения либо социальной защиты) обязан оплатить проезд к месту работы, обеспечить жильем – хотя бы благоустроенным общежитием. Гораздо логичнее и целесообразнее было бы оставить «альтернативщика» по месту жительства – он мог бы сократить расходы семьи (должности, которые предлагают молодым парням, как правило, настолько малооплачиваемые, что не покрывают даже самые необходимые расходы), продолжил бы учебу (право на обучение на вечерней и заочной формах обучения за призывником сохраняется). Сам собой напрашивается вывод: нужно срочные поправки к Закону, которые должны будут удовлетворять следующим требованиям:

- при направлении на АГС и ее прохождении должно быть гарантировано соблюдение прав человека («альтернативщик» должен обосновывать, но не доказывать свои мотивы, например, вероисповедание, не позволяющее брать в руки оружие);

- АГС должна быть направлена на решение общественно значимых проблем;

- местом прохождения АГС не могут быть воинские части и иные военизированные формирования;

- управление АГС должно осуществлять только гражданское ведомство;

- срок АГС не должен превышать срок военной службы;

- место прохождения АГС должно определяться, исходя из экономической целесообразности, с учетом профессиональных возможностей и пожеланий призывника;

- определить порядок прохождения военно-медицинской комиссии с целью определения годности юноши к военной службе в более ранние сроки, до подачи заявления в военкомат о желании нести АГС.

Отношение к закону АГС со стороны военных чиновников было продемонстрировано в самом начале дискуссии: военком Шебекинского района В. Е. Вакула заявил, что Закон об АГС будет мешать выполнять обязанности по призыву молодых людей в армию. Сотрудник областного военкомата В. С. Солгалов сообщил, что всего 42 гражданина из общего числа призывников нынешнего года подали заявления об АГС. Однако другие члены совещания сошлись во мнении, что в Законе об АГС не только разработан механизм реализации одного из основных конституционных прав граждан, но само принятие его «подтягивает» Россию на уровень большинства цивилизованных стран. Об опыте работы с молодыми людьми из Германии, которые проходят АГС в российских больницах, хосписах, других социальных учреждениях рассказала генеральный директор ГБЦ «Сострадание» Е. В. Джирикова. В число организаций областного подчинения, где могут работать «альтернативщики», вполне возможно внести и муниципальные предприятия и учреждения. Эту мысль подтвердил в своем выступлении и руководитель департамента службы занятости области В. Т. Посохов. Кадровый потенциал службы занятости достаточно высок, не надо никаких структурных реорганизаций, надо только более четко прописать в Законе конкретных исполнителей, их права и обязанности. В каждом субъекте федерации, даже в небольших городах, можно найти место для альтернативщика. «В учреждениях здравоохранения тоже нужны люди, обладающие физической силой, - сказала в своем выступлении заместитель главного врача Шебекинской райбольницы Р. Ф. Сидоренко. – У нас большой дефицит с санитарами. А ведь они работают с больными людьми, которые нуждаются в защите, посторонней помощи и поддержке. Разве это простая работа, разве она не требует и высоких нравственных качеств, силы духа?».

Опытом работы по пропаганде закона об АГС поделился преподаватель ОБЖ из Шебекина В. В. Нистор. К завершению дискуссии участники совещания согласились с тем, что пропаганде нового закона и его основным положений следует уделять больше внимания, в том числе и в СМИ. Только тогда можно изменить ложное представление о «второсортности» «альтернативщиков», поднять их авторитет. По итогам совещания было принято обращение к председателю Белгородской областной Думы и губернатору Белгородской области.

Специально для ИА «Бел.Ру» Тина Тимская

"