Posted 9 июля 2021, 17:40

Published 9 июля 2021, 17:40

Modified 20 августа, 04:58

Updated 20 августа, 04:58

Чтобы выиграть, нужно играть: как развивается киберспорт в Белгороде

9 июля 2021, 17:40
Уровень как мирового, так и российского киберспорта растёт. В регионах открываются отделения Федерации компьютерного спорта России, школы гейминга для тренировок, проводятся турниры, где киберспортсмены демонстрируют свои навыки. Белгородская область – не исключение.

Белгородское региональное отделение Федерации компьютерного спорта открылось в 2018 году. Проводятся турниры, по итогам которых лучшие киберспортсмены представляют наш регион на соревнованиях разного уровня. Мы решили узнать, как развивается компьютерный спорт в Белгороде, как тренируются игроки и какие наставления они могут дать желающим начать свой путь в мире киберспорта.

Дмитрий Орешников, председатель ФКС России Белгородской области

В разговоре с ИА «Бел.Ру» Дмитрий обозначил два направления деятельности, которыми занимается отделение ФКС. Первое – это турниры, которые проводит сама Федерация, часть из них входит в единый календарный план, за них выдаются разряды. Второе – это обычные турниры, но с призовыми фондами. Самые главные турниры от Федерации – это Школьная Лига, Студенческая Лига, Кубок России и Чемпионат России. В области проходят отборочные матчи.

После анонса предстоящих матчей начинается регистрация. Участвовать могут все, вне зависимости от наличия разряда. Единственные исключения – это правила, установленные в конкретных дисциплинах. Так, например, в шутеры (прим. от Shoot – стрелять) не могут играть ребята, не достигшие 18 лет. Допуск к MOBA-играм начинается от 14 лет. Призёры турниров, которые есть в едином календарном плане, получают разряды, представляют регион на соревнованиях более высокого уровня.Дмитрий Орешников

Финалы Студенческой Лиги и Чемпионат Белгородской области проводились в культурном центре «Октябрь» в Белгороде – это было первое крупное киберспортивное мероприятие в нашем регионе. Несмотря на небольшой срок работы, отделению ФКС Белгородской области удалось собрать много участников на Студенческой Лиге – 18 учебных заведений. Такие показатели были только в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Вице-президент ФКС России похвалил работу отделения: «Мало где удавалось собрать такое количество участников».

Дмитрий поделился: «В будущем мы планируем провести что-то крупное на новой арене. У Федерации есть опыт проведения турниров на ледовых аренах, посмотрим, что получится. К сожалению, Федерация компьютерного спорта построена несколько иначе, нежели федерации лёгкой атлетики или бокса. Нам не выделяются никакие ресурсы, поэтому тренировочных площадок нет, а турниры финансово не поддерживаются, приходится искать спонсоров.

Потенциал у ребят есть. Скоро будет Кубок России – это отборочный этап на международные соревнования. Лучшие игроки будут входить в сборную России. От Белгородской области будет выступать очень сильный игрок по файтингам (прим. Fighting — поединок, борьба) – Павел Калашников».

Ограничения на массовые мероприятия из-за коронавируса повлияли и на киберспортивные ивенты. Дмитрий пояснил: «Турниры перешли в онлайн-форматы, из-за чего потерялась зрелищность: зрителей нет, нет живой отдачи, эмоций». Председатель также отметил, что Федерация компьютерного спорта России имеет большой опыт в проведении онлайн-турниров, поэтому помогла многим федерациям проводить спортивные мероприятия с трансляциями.

«Если есть мотивация – не останавливайтесь ни перед чем. Очень многие ребята после неудачи хотят бросить. Однако важно думать не только об играх, но и о учёбе, спорте. Оставаться живым человеком, а не уделять всё свободное время компьютеру.

Геймер и киберспортсмен – совершенно разные понятия. Иногда люди путают и обвиняют нас в том, что мы заставляем детей играть. Наоборот – мы пытаемся вытащить ребят из компьютера и дать понять, что лучше тренироваться, развивать навыки, чем без толку стучать по клавиатуре».

Павел Калашников, киберспортсмен в дисциплине Tekken 7

Мир компьютерных игр Павел открыл в возрасте 4-5 лет, когда старший брат дал ему поиграть в шутер Counter-Strike. Будущему киберспортсмену очень понравилось, но в гейминг с головой он не втянулся, мог иногда поиграть, не тратя на это большое количество времени.

Позже появилась возможность играть в Ultimate Mortal Kombat 3 на приставке Sega, Mortal Kombat 4 на компьютере. Павел признаётся, что жанр файтингов покорил его. Любовь к компьютерным играм росла. Знакомство с будущей дисциплиной началось, когда ему в руки попала PSP, где он обнаружил игру Tekken 5 Dark Ressurection.

«Играл практически непрерывно во все части этой серии, но решающей для меня стал Tekken 7, вышедший в 2017 году. На тот момент я немного отошёл от увлечения компьютерными играми и даже перестал играть в любимую серию. Однако выход новой части на персональные компьютеры не оставил меня равнодушным. Сделал предзаказ, поиграл и снова втянулся. Старый опыт игры быстро дал о себе знать, я стал уделять этому чуть больше времени, чем планировал».

Павел начал вести прямые трансляции на платформе twitch.tv и обрёл некую популярность в рамках сообщества. Появилась мотивация не оставлять гейминг и развиваться, но, несмотря на всё сказанное, будущий киберспортсмен воспринимал его, как хобби.

В конце 2020 года мой канал начал очень хорошо развиваться, появилась хорошая поддержка от сообщества и различных организаций, в том числе ФКС. Стал пробовать играть на турнирах, так и попал на Чемпионат России 2021 года. В настоящее время, помимо ФКС, хорошую поддержку оказывает киберспортивная компания WePlay Esports. 6 июля я стал победителем международного турнира на этой платформе. Для Российской Федерации это наиболее активные организации, оказывающие поддержку сообществу и игрокам. При таком раскладе сохраняется мотивация развиваться в этом направлении.Павел Калашников

На вопрос, есть ли желание зарабатывать на киберспорте, Павел ответил: «Конечно, хотел бы. Однако в нынешних реалиях это не представляется возможным. Киберспорт растёт, это радует, но зарабатывать в этом направлении могут лучшие из лучших. Не каждый турнир получается выиграть и не на каждом турнире крупные призовые. Как дополнительный (но не постоянный) доход можно рассматривать пожертвования от зрителей, но это не более чем приятное поощрение».

Ранее киберспортсмен выступал в соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет разряд КМС. Павел рассказал, что киберспорт стал занимать очень много времени, но он живёт полноценной реальной жизнью: хорошая работа, занятия спортом, времяпровождение с друзьями.

Игрокам, которые хотели бы начать свой путь в мир киберспорта, Павел посоветовал всегда оставаться хладнокровными, не позволять эмоциям брать верх. Необходимо всегда искать ошибки в себе, не обвинять противников или сложившиеся обстоятельства. Кроме того, важно не только тренироваться, но и соблюдать режим отдыха, брать перерывы. Павел подчеркивает: «Свежая голова всегда позволяет лучше видеть ситуацию, замечать свои старые ошибки и исправлять их».

Сара Назарханов, киберспортсмен в дисциплине CS:GO, преподаватель в Школе Киберспорта

Сара рассказал, что идея создания Школы Киберспорта появилась совместно с Дмитрием Заугольниковым (бывшим председателем ФКС Белгородской области). На выбор было несколько площадок (компьютерных клубов), в которых была возможность проводить командные тренировки. Сара – довольно опытный игрок в CS:GO, а Дмитрий, в свою очередь, имел узнаваемость в Белгороде.

Мы объединили усилия, чтобы создать нечто уникальное в СНГ, и в каком-то роде у нас даже получилось. Идея школы киберспорта уже тогда была не нова: в Европе и Америке в тот год только-только зарождались первые школы. Мы лишь постарались адаптировать всё в реалиях СНГ. По большей части решение было обусловлено любовью к киберспорту и нашим личным энтузиазмом. Формат тренировок изначально предполагал месячный тренинг с поэтапным увеличением интенсивности и сложности тренировки, но от идеи пришлось отказаться в угоду разовых тренировок.Сара Назарханов

Тренер пояснил, что не каждый мог потянуть разовый платёж на целый месяц, а единичные занятия выглядели куда привлекательнее в плане цены. Тренировки проходили в компьютерном клубе, преимущественно в V.I.P зале, чтобы никто не мешал. По длительности занятия занимали полтора часа. Возраст учеников, преимущественно, от 12 до 19 лет, но также был и взрослый ученик старше 25 лет.

«Как проходят тренировки? Пятеро учеников приблизительно одинакового уровня игры садятся за компьютеры. Я рассказываю им о тонкостях и нюансах игры, об эффективных методах тренировки. Помимо этого, есть домашние задания, которые часто выходят за рамки «сидения за компьютером» и охватывают такие аспекты, как ментальное состояние ученика, физическое здоровье.

В любом спорте, в первую очередь, важны такие качества как целеустремлённость, выносливость и желание каждый день становиться лучше. В отличие от традиционного спортсмена, киберспортсмен не так сильно зависит от своих физических способностей. Конкретно в CS:GO куда большую роль играет умение коммуницировать с командой, а также сохранять стрессоустойчивость.

На сегодняшний день тренировки в прежнем формате больше не проводятся. Мы совместно с организацией IMBA разработали приложение IMBA Esports, в котором расписаны методы тренировок от новичка до полупрофессионального игрока».

Сара выпустил десять учеников, которые прошли полноценный курс. Некоторые достигли довольно высоких результатов. Тренер подчеркивает: «Это только их заслуга. Я лишь служил трамплином для достижения поставленных ими целей».

Александр Гребёнкин, киберспортсмен в дисциплине Dota 2

Во время летних каникул дедушка показал 5-летнему Александру стандартную карточную игру «Паук» для компьютера. Позже он узнал о существовании других игр, друзья познакомили его с такими культовыми играми, как GTA и Counter-Strike, в которых он проводил очень много времени.

Страсть к играм не угасала. В 7 классе, вернувшись с очередных летних каникул, одноклассники позвали меня поиграть в игру Dota 2. Она зацепила меня, играю до сих пор. В 2015 году поучаствовал на одном из местных турниров и, благополучно заняв последнее место, я решил доказать себе, что смогу стать лучше, тем самым открыв дорогу в киберспорт. Из года в год я тренировался. В вузе были отборы в Студенческую Лигу – турнир от ФКС. Я решил попробовать свои силы в дисциплине Dota 2 и меня взяли в команду.Александр Гребёнкин

На вопрос о том, какие навыки необходимы игрокам, Александр ответил, что всё зависит от игры. Так, в шутерах большое значение имеет скорость реакции и навык наводиться на определенную зону на экране. Dota 2 менее требовательна к таким навыкам, но для достижения результата нужно играть между другими командами и анализировать реплеи (прим. Replay – запись игры). Александр поясняет: «Смотрим, что можно было сделать лучше, где можно было собраться и найти врага, какую открыть зону на карте».

Сейчас Александр Гребёнкин закончил третий курс по направлению «Информационная безопасность» в БГТУ им. В.Г. Шухова. Александр много времени уделяет спорту, так как сидячий образ жизни преследует, нужно следить за здоровьем. Киберспортсмен рассказывает: «Я предпочитаю пробежки, плавание или тренировки на свежем воздухе. Чтобы быть хорошим тиммейтом (прим. Teammate – товарищ по команде), изучаю психологию».

Когда я начинал, мы были у истоков формирования киберспорта. Не было никакой информации, как тренироваться, что тренировать – всё изучали путём проб и ошибок. Сейчас есть очень много ресурсов, которые рассказывают недоступную из-за низкого опыта для новичков информацию, ускоряя процесс обучения, экономя годы тренировок. Есть возможность заниматься с тренером.Александр Гребёнкин

Александр также подчеркивает, что, если ваша единственная цель – получить деньги, вы лишь потратите время и уйдёте ни с чем. А тем, кто хочет связать свою жизнь с киберспортом – терпения и удачи. Старайтесь найти моменты в своей игре, которые можно было сделать лучше – это ключевой путь к развитию.

Подпишитесь