Posted 8 октября 2021, 09:16

Published 8 октября 2021, 09:16

Modified 20 августа, 04:52

Updated 20 августа, 04:52

В Белгороде рассекретили документы о пытках людей во время оккупации города

8 октября 2021, 09:16
Виселицы, массовые захоронения, расстрелы и сжигания людей заживо — эти и другие преступления нацистов теперь зафиксированы в документальной серии книг «Без срока давности».

7 октября в областной научной библиотеке состоялась презентация сборника «Без срока давности». Основой книг стали рассекреченные документы времён Великой Отечественной войны. Сборник Белгородской области получил звание «Лучшая книга Белгородчины» в номинации «Книга года 2021».

О проекте «Без срока давности»

В 2020 году стартовал федеральный проекте «Без срока давности», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Он создан для сохранения исторической памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников. Как и «Бессмертный полк», проект затрагивает личную историю сотен граждан, которые участвовали в войне или потеряли своих близких.

22 региона нашей страны, которые пострадали от оккупации, опубликовали максимально подробные и детальные документы. Белгородские архивы ГАБО И ГАНИБО вместе с Федеральной службой безопасности также приняли участие в проекте.

В результате было опубликовано 690 военных документов. Среди них отчёты по районам, венгерские и немецкие документы, вывески из оккупационных газет, фотографии и воспоминания жителей. Региональное УФСБ рассекретило 13 документов.

Всего в серию книг вошли 23 тома, один из которых — федеральный, а 22 тома посвящены конкретному региону. Сборник документов Белгородской области стал самым большим — 823 страницы. 13 уникальных документов для белгородского тома рассекретило и предоставило региональное УФСБ.

Как создавался региональный сборник

Об этапах создания сборника рассказал директор областного госархива Алексей Бондаренко. Сроки работы были сжатыми — за восемь месяцев архивисты области должны были подготовить региональный сборник. В рабочую группу вошло больше десяти человек.

Первый этап — выявление документов. Нужно было просмотреть десятки фондов, тысячи документов. Стоит напомнить, что все они были написаны от руки, иногда карандашом, на выцветшей бумаге или тетрадном листе. Далее необходимо сгруппировать и систематизировать документы по разным направлениям.

Второй этап включал сканирование документов и создание электронных копий на специальном оборудовании. Затем все записи нужно было перевести в машинописный вид, учитывая все правила оформления архивных документов, со всеми ссылками, сносками и индексами.

Ещё один этап — научно-справочный аппарат. Все населённые пункты следовало вынести по алфавиту, составить именной указатель. Кроме того, нужно было указать хронологические рамки оккупации каждого района.

Сборники печатались в Москве под курированием РГГУ. После направления материала они составили макет сборника. Затем его согласовали с составителями и отправили в печать.

О сборнике Белгородской области

Согласно последним данным, на оккупированной территории России остались около 85 млн человек, более 13 млн были убиты. Погиб каждый шестой житель.

Мы не можем говорить только цифрами. Когда мы говорим о миллионах, то не чувствуем боли. Мы чувствуем боль, когда умерла мама, потому что у нас есть её лицо.Павел Субботин

Начальник управления по делам архивов Белгородской области Павел Субботин рассказал, что сейчас исторические события переписываются. Обнуляется значение всех жертв войны. Кроме того, от реальной истории берегут детей, а когда они вырастают, то считают, что ужасов войны никогда и не было. А они были.

Эта книга — дань большой памяти тем людям, которые пережили то время, смогли из него выйти, а потом восстановить и отстроить нашу страну.Павел Субботин

Главный хранитель фондов госархива Елена Кривцова, которая лично работала с документами, отметила, что книгу невозможно листать, смотреть и читать без слёз и кома в горле — это сборник боли, трагедии, смертей. Архивисты ставили цель не просто показать физическое уничтожение, а описать условия, в которых жили наши земляки.

Можно уничтожить физически, а можно создать условия, при которых невозможно жить.Елена Кривцова

Сборник состоит из шести разделов: «Карательные операции и массовое уничтожение мирного населения», «Жизнь в оккупации: эксплуатация, лишения и голод», «Преступления против детства», «Принудительные работы и угон мирного населения в Германию», «Преступления без срока давности: нацисты и их пособники. По материалам следственных дел», «Трудовая повинность мирного населения на территории проживания».

В районных исполнительных комитетах содержались все сведения. После освобождения от оккупации при каждом предприятии и учреждении были созданы областные комиссии, которые определяли размер ущерба и составляли акты. Они и стали главными источниками информации.

Люди применяли такие слова, как «фашистские изверги» и «немецкие собаки», что очень передавало атмосферу и настроения людей после освобождения.Елена Кривцова

Директор областного государственного архива новейшей истории Александра Коломина поделилась, что после работы с военными документами не получалось оставаться равнодушными, все события врезались в память, заставляли оказаться там и прочувствовать. Александре даже приснился сон, что она живёт в оккупированном Белгороде. Словно она шла с двумя детьми и видела немецких солдат. Один ребёнок закашлял.

Это так пронзило моё сердце: страх, ужас, психологическое давление. Я почувствовала, как боялись за детей, как хотели их сохранить. Это трудно передать, но, прочитав документы, вы прочувствуете это на себе и никогда уже не забудете.Александра Коломина

На презентации книги также выступили люди, детство которых прошло на войне. Так, своими воспоминаниями поделился Павел Иванович Витохин. Годы были тяжёлыми, но в силу возраста они сгладились непониманием обстановки. Павел точно не знает, как ему удалось выжить. Они ели съедобную траву, сусликов, кроме хорьков и лисиц — они воняли и тянуло на рвоту. Вши сыпались даже с бровей. А немцы глумились, как хотели, особенно офицерский состав.

Издано всего пять экземпляров книги, но любой желающий может прочесть её на сайте федерального проекта «Без срока давности».

Подпишитесь