Posted 8 сентября 2019, 08:48
Published 8 сентября 2019, 08:48
Modified 1 декабря, 08:30
Updated 1 декабря, 08:30
В июле губернатору Белгородской области Евгению Савченко презентовали стратегию «Доброжелательная школа». Идея прекрасная – вырастить из поколения Z созидательных юношей и девушек, которые могут не только «добыть» информацию, но и применить знания на практике. Для них совместно со священнослужителями разработали кодекс доброжелательности, а ещё планируют новый режим работы школы и возрождение наставничества.
До 2021 года 40 % школ, гимназий и лицеев Белгородской области перейдут на новый режим работы: с 8:00 до 18:00. При этом школьник не будет обязан находиться всё это время в школе. С одной стороны, родители, работающие в офисах, могут быть уверены, что их ребёнок в безопасности, поел и сделал домашнюю работу, а с другой – насколько легко и комфортно будет находиться ребёнку в школе целый день? А как же свободное время, а как же отдых и хобби?
Ещё во время презентации проекта говорилось, что стратегия долгосрочная, но итоги собираются подводить в 2021 году. Так, в текущем учебном году к проекту будут подключены 48 общеобразовательных учреждений, через год их станет уже сто, а в 2021-м – 248 из 551 (которые есть на сегодняшний день).
Первым делом школы переведут в первую смену. Сейчас в регионе вторая смена есть в 24 учебных заведениях.
Следующий шаг – создание комфортных условий для школьников. Поэтому за три года власти планируют отремонтировать 29 школ, 7 детских садов и 4 организации дополнительного образования. К 2025 году – 139 школ и 104 детсада. А к 2030-му − 309 школ и 204 садика.
Должны позаботиться и о местах активного и тихого отдыха в школах, зонах общения и самоподготовки. На особый контроль должно выйти создание благоприятной среды и для детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом сегодня лишь в 49 % школ есть доступная среда.
Что касается территории вокруг школ, то планируется разработка вариантов ландшафтного благоустройства таким образом, чтобы пространство стало удобным как для игр и занятий спортом, так и для прогулок. Также предстоит оснастить и дооснастить учебные учреждения мебелью и оборудованием, в том числе компьютерами. Чтобы осовременить белгородские школы, необходимо закупить 2 833 компьютера. Ещё 1 418 следует заменить, так как они устарели и «морально», и физически. Но пока это всё в планах.
Отдельная проблема − недостаточная компьютерная грамотность педагогов. И над решением этого вопроса также придётся работать.
Отметим, что сегодня в Белгородской области насчитывается 551 школа: 534 муниципальных организаций, 13 государственных и четыре негосударственные. В 49 % из них есть доступная среда.
Важный вопрос – питание. Если ребёнок проводит в школе целый день, то йогурт, бутерброд или яблоко – это не вариант. Питание должно быть горячим и не из контейнера, который ученик берёт с собой из дома.
Во время презентации «образовательной реформы» глава департамента здравоохранения Наталия Зубарева согласилась, что качество школьного горячего питания оставляет желать лучшего.
Горячим питанием охвачено порядка 97 % школьников. В 2017 году эта цифра была значительно больше – 99,4 %, а в 2016 году – 99,5 %.
Ранее руководитель областного Роспотребнадзора Елена Оглезнева называла, что можно сделать сегодня, чтобы завтра школьники получали более качественную еду в столовой.
Мы ратуем за горячее питание. Перекус – это не есть хорошо, потому что сегодня, по сути, ребёнок восемь часов находится в школе, а это полноценный рабочий день взрослого человека. Он должен рационально питаться. У нас сегодня детей с избыточной массой тела очень много. Это зависит от характера питания. Другое дело, что есть отказы от горячего питания, не все дети хотят есть ту еду, что дают в школе. Наша задача – совместно [со специалистами из] образования улучшить качество питания в школах.Елена Оглезнева, руководитель управления Роспотребнадзора по Белгородской области
Очевидно, что улучшение качества питания скажется на стоимости обеда.
Чтобы решить эту проблемы, областные власти разработали проект «Фабрика социального питания». Его цель − обеспечить школьников и детсадовцев качественными, полноценными блюдами, приготовленными по современным технологиям. Анонсировали старт проекта в сентябре. Место «обкатки» идеи − Белгород и Старооскольский округ.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко ратует за организацию питания в школах по принципу шведского стола. Об этом в частности он говорил на минувшем «августовском педсовете». Флагман в этом деле – школа «Алгоритм успеха», что находится в микрорайоне Улитка посёлка Дубовое в Белгородском районе.
Однако такая система может работать только в больших столовых, а столовые есть не в каждом учебном заведении. По данным департамента образования, в 2018 году таких школ было три.
С таким режимом пребывания школьника в учебном заведении непонятно, когда же и где мальчикам и девочкам заниматься спортом, музыкой или рисованием. Да, никто не обязан все 10 часов находиться в школе, но если родитель не может отвезти ученика начальной школы через полгорода в художественную или спортивную школу? Выход – занятия в тех секциях и кружках, что предлагает школа.
Что касается духовной составляющей, то здесь на помощь воспитанию детей из «эпохи цифрового тоталитаризма» придёт культурный норматив. Он во всех школах области установит нормы посещений театров, музеев, библиотек, творческих студий и мастер-классов. Конечно же, эти услуги не будут бесплатными. Например, в этом году абонемент на четыре концерта артистов Белгородской филармонии будут стоить родителю около 300 рублей.
Было анонсировано, что система дополнительного образования частично будет встроена в общее образование, чтобы ребёнок со школьной скамьи мог познакомиться с различными профессиями и выбрать увлечение по душе.
Раз ребёнок проводит в школе полноценный рабочий день, то логично, что в школе он и выполнит всё домашнее задание. Было бы хорошо и учебники оставить в школе, но пока нет индивидуальных шкафчиков (да и неизвестно, будут ли они вообще), рюкзак с тетрадями и книгами носить придётся.
Отметим, что расписание в школе полного дня нелинейное, то есть уроки будут чередоваться с прогулками, играми и другими видами досуга.
Известно, что проект предусматривает два часа неаудиторной нагрузки для работы учителя со слабоуспевающими и одарёнными школьниками, два часа консультаций учителей-предметников для обучающихся по выполнению письменных домашних заданий.
В школах областные власти намерены создать площадки, где ученики 9-11 классов могут проконсультироваться с учителями, чтобы подготовится к ОГЭ и ЕГЭ. Напомним, глава региона выступает «за» искоренение репетиторства.
Что касается детей помладше, то для них так же будет работать продлёнка. При необходимости школьники могут просить помощи у товарищей-наставников.
Учителя тоже должны вписываться в новую реформу. Предполагается, что в «доброжелательной школе» должны работать позитивные и креативные педагоги, которые стремятся к саморазвитию, любят детей и помнят себя в их возрасте. Для тех, кто знаком с современными школьными реалиями, всё это звучит как околонаучная фантастика.
Неотъемлемая часть «доброжелательной реформы» – курсы квалификации для учителей, конкурсы и обновление методических служб.
Заработает новая схема оплаты труда. За два года зарплаты учителям обещают поднять в среднем на 50 %. Ещё раз напомним, что нагрузка у учителей увеличится. В число критериев для начисления надбавок войдёт «соответствие доброжелательности». Что это, пока неясно.
Пока школьникам продлевают учебный день, премьер-министр России Дмитрий Медведев инициирует сокращение рабочей недели на день. Свои предложения по этому вопросу в Минтруд направили представители профсоюзов, а до 30 сентября ведомство обязано озвучить свою позицию о перспективах такого шага.